Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесниковой О.Г., судей Редозубовой Т.Л., Федина К.А.,
при секретаре Паначёвой О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кисариной Г.Н. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Красноуральск о зачете периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Кисариной Г.Н. на решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 13.02.2017.
Заслушав доклад судьи Федина К.А., судебная коллегия,
установила:
Кисарина Г.Н. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Красноуральск (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Красноуральске Свердловской области) о зачете периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указала, что 20.06.06.2016 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Красноуральск от *** ей было отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение указанной пенсии, с чем она не согласилась. Из ее трудового стажа были исключены периоды работы в должности медицинской сестры стоматологического кабинета санатория-профилактория сначала ЗАО " ***", а с *** ОАО " ***" по мотивам несоответствия названий учреждения Списку N 781. Также не были зачтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы в МУ " ***" с *** по *** и в санатории-профилактории ОАО " ***". Просит зачесть в льготный стаж для досрочного назначения пенсии периоды ее работы с *** по *** в должности медицинской сестры стоматологического кабинета санатория профилактория сначала ЗАО " ***", с *** по настоящее время ОАО " ***", включая нахождение на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, в период работы в должности медицинской сестры стоматологического кабинета санатория - профилактория ОАО " ***", также курсы повышения квалификации во время работы в МУ " ***" с *** по ***.
Решением Красноуральского городского суда Свердловской области от 13.02.2017 исковые требования Кисариной Г.Г. удовлетворены частично. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости зачтены периоды работы в должности медицинской сестры стоматологического кабинета в санатории - профилактории ЗАО " ***" с *** по ***, периоды нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в МУ ***" с *** по ***. В остальной части исковых требований; в зачете периодов работы с *** по *** в должности медицинской сестры стоматологического кабинета в санатории - профилактории ЗАО " ***", а также с *** по *** в должности медицинской сестры стоматологического кабинета в санатории - профилактории ОАО " *** а также курсов повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, и назначении досрочной страховой пенсии по старости с ***, взыскании расходов, отказано.
С таким решением истец не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, об уважительных причинах неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда, ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что *** истец обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Красноуральске Свердловской области, представив документы для досрочного назначения страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Красноуральске Свердловской области от *** *** истцу отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 12 лет 06 месяцев 26 дней, что менее требуемых законом 30 лет.
Ответчик счел не подлежащими зачету в специальный стаж периоды работы истца с *** по *** в должности медицинской сестры стоматологического кабинета санатория профилактория сначала ЗАО " ***", с *** по настоящее время, включая курсы повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, в должности медицинской сестры стоматологического кабинета санатория - профилактория ОАО " ***", также курсы повышения квалификации во время работы в МУ " ***" с *** по ***, поскольку наименования организаций и наименования структурных подразделений не предусмотрены Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, а также Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды работы истца до 01.11.1999 подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, поскольку согласно действовавшему до 01.11.1999 правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464) право на досрочное пенсионное обеспечение имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности, работающие в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части включения периодов работы истца до 01.11.1999 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение содержалось и в подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Порядок применения списков, действующих в различные периоды, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665. В частности, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, подлежат применению списки, перечисленные в подп. "н" п. 1 названного Постановления.
Согласно действовавшему до 01.11.1999 правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абз. 5 п. 2 Постановления).
В Списке от 06.09.1991 N 464 были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 01.11.1999 был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (п. 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено и п. 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, действовавшего на время возникновения спорных отношений.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, а также позиции, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 2991-О, следует, что с 01.11.1999 только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 01.11.1999 изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу (в том числе медицинских сестер) в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, а именно после 01.11.1999, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с п. 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.08.2007 N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы истца после *** по *** в должности медицинской сестры стоматологического кабинета в санатории профилактории ЗАО " ***, а также с *** по *** в должности медицинской сестры стоматологического кабинета санатория - профилактория ОАО " ***", суд первой инстанции исходил из того, что ЗАО " *** является дочерним и зависимым обществом ОАО " ***" осуществляет следующие виды деятельности: профилактика и ранняя диагностика заболеваний, организация лечения и оздоровления, продажа путевок, то есть терапевтическую направленность. Санаторий - профилакторий ОАО " ***" является самостоятельным структурным подразделением и входит в состав непромышленной группы ОАО " ***" на правах цеха. Данный санаторий относится к многопрофильным и осуществляет лечение по различным профилям.
При работе в санатории многопрофильного типа невозможно определить занятость истца постоянно в течение полного рабочего дня на работе, связанной только с лечением больных с туберкулезом всех форм, больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом, больных с психоневрологическими заболеваниями. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что в Список включены те профильные санатории, работа в которых характеризуются наиболее неблагоприятными условиями труда. Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В связи с вышеизложенным не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы об осуществлении в спорный период работы в санатории, в котором лечение проводилось по одному или нескольким профилям, указанным в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 как основанный на неправильном понимании действующего законодательства.
Относительно требований истца о включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов обучения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку обучение истца имело место в период занятия истцом должности медицинской сестры стоматологического кабинета санатория - профилактория ОАО " ***", то соответственно оно не было связано с исполнением истцом работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
Поскольку доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 13.02.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кисариной Г.Н. без удовлетворения.
Председательствующий
О.Г. Колесникова
Судьи
Т.Л. Редозубова
К.А. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.