Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2017 года жалобу законного представителя юридического лица Бендерского В.В. на постановление судьи Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 19 апреля 2017 года, которым
Обществу с ограниченной ответственностью
"СУАЛ-Кремний-Урал"
(далее по тексту ООО "СУАЛ-Кремний-Урал"),
назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности спектометра рентгеновского многоканального СРМ-25 на срок 90 суток за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
ООО "СУАЛ-Кремний-Урал" назначено вышеуказанное наказание за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации техногенного источника, ионизирующего излучения.
Судом установлено, что общество при осуществлении своей деятельности по ул. Заводской 4 в г. Каменске-Уральском эксплуатирует спектометр рентгеновский многоканальный СРМ-25 в нарушении пп. 1.7, 2.5.1, 3.4.9, 3.4.11, 2.4.1, 2.4.6, 3.13.1, 3.13.2, 3.13.6, 3.13.7, 6.5, 6.4, 3.5.4 СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ 99/2010)", п. 2.6 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий", ст. 25, 27 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Правонарушение выявлено в ходе плановой выездной проверки в период с 01 февраля по 31 марта 2017 года.
В жалобе законный представитель юридического лица - директор ООО "СУАЛ-Кремний-Урал" Бендерский В.В. просит постановление судьи изменить в части назначенного наказания, заменив приостановление деятельности административным штрафом, поскольку какой-либо реальной угрозы жизни и здоровью персонала при работе со спектометром не имеется.
Проверив материалы дела, заслушав защитника Борноволокова М.А., поддержавшего доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим изменению в связи со следующим.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении плановой выездной проверки деятельности ООО "СУАЛ-Кремний-Урал" выявлены следующие нарушения:
- Эксплуатация техногенного источника ионизирующего излучения (далее по тексту ИИИ) спектометра рентгеновского многоканального СРМ-25 без эпидемиологического заключения о соответствии условий работы санитарным правилам;
- Не установлен перечень лиц, относящихся к персоналу группы А для установления основных предел доз;
- Не назначены лица, ответственные за обеспечение радиационной безопасности, учет и хранение источников излучения, радиационный контроль;
- Не обеспечено проведение предварительного осмотра лиц, поступивших на работу с ИИИ, в установленном порядке;
- Не обеспечено проведение обучения программ радиационной безопасности лиц, работающих с ИИИ;
- Не обеспечено проведение инструктажа и проверка знаний в области радиационной безопасности, работающих с ИИИ;
- Не разработана программа производственного радиационного контроля;
- Отсутствует контроль радиационной обстановки (мощности дозы рентгеновского излучения) на рабочих местах;
- Отсутствует индивидуальный дозометрический контроль персонала (эффективная доза внешнего облучения персонала);
- Отсутствует учет годовых доз ионизирующего излучения персонала;
- Отсутствует инструкция по действиям персонала в аварийных ситуациях;
- Не разработан и не согласован с Роспотребнадзором план мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии;
- Не извещен в письменном виде Роспотребнадзор о получении ИИИ обществом.
Выявленные нарушения по существу жалобы не оспариваются и подтверждаются актом проверки от 31 марта 2017 года (л.д. 28-37), экспертным заключением от 30 марта 2017 года (л.д. 42-48), актом осмотра (л.д. 49), формуляром спектометра (л.д. 52-68), где в основных сведениях об спектометре указано, что он предназначен для анализа дискретных проб материалов флуоресцентным рентгеноспектральным методом в диапазоне от углерода до урана.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов влечет административную ответственность по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Как установлено, ООО "СУАЛ-Кремний-Урал" 01 июня 2016 года приняло на баланс спектометр, как объект основных средств. В формуляре на спектометр содержатся сведения о наличии на него санитарно-эпидемиологического заключения со сроком действия до 25 августа 2011 года, в связи с чем у общества имелась информация о том, что на него необходимо получать такое заключение. Однако каких-либо достаточных мер, направленных на соблюдение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия при эксплуатации спектометра, относящегося к ИИИ обществом не предпринимались.
При таких обстоятельствах судья пришел к обоснованному выводу о виновности ООО "СУАЛ-Кремний-Урал" в совершении правонарушения, а его действиям дана верная юридическая оценка по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы об отсутствии реальной угрозы жизни и здоровью людей не основан на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Так, в силу ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. При этом в целях данного Закона под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, а к факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Поэтому эксплуатация спектометра, относящегося к ИИИ без наличия санитарно-эпидемиологического заключения представляет реальную угрозу жизни и здоровью персонала общества.
Назначенное ООО "СУАЛ-Кремний-Урал" наказание отвечает требованиям закона, конкретным обстоятельствам дела и является справедливым, оснований для изменения назначенного вида наказания не имеется.
Между тем, при назначении наказания в виде приостановления деятельности спектометра судьёй не были учтены положения ч. 5 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласно которым, срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Из материалов дела следует, что 13 апреля 2017 года должностным лицом Роспотребнадзора был составлен протокол о временном запрете деятельности с 13 апреля 2017 года с 15:00, в связи с чем в постановление судьи необходимо внести соответствующие изменения.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления судьи, не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 19 апреля 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "СУАЛ-Кремний-Урал" изменить:
- зачесть в срок административного приостановления деятельности срок временного запрета деятельности спектометра рентгеновского многоканального СРМ-25 с 13 апреля 2017 года с 15:00.
В остальной части постановление судьи оставить без изменения.
Судья Ю.А. Филиппова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.