Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу заместителя начальника правового управления Федеральной антимонопольной службы Крюкова А.С. на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Департамента по тарифам Приморского края Малюшицкого В.А.,
установил:
постановлением заместителя начальника правового управления Федеральной антимонопольной службы Крюкова А.С. от 29 июля 2016 года N N должностное лицо - директор Департамента по тарифам Приморского края Малюшицкий В.А. признан виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2017 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Малюшицкого В.А. состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд в соответствии с частью 5 статьи 30.9 КоАП РФ, Крюковым А.С., как должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, ставится вопрос об отмене решения судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2017 года, как незаконного.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения Малюшицкого В.А., его защитника Колосовой Н.И., представителя ФАС России Жуковой М.С., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения спора, возникшего между АО " ... " (далее - АО " ... ") и Департаментом по тарифам Приморского края в связи с принятием постановления от 26 июня 2015 года N 26/12 "О внесении изменений в постановление Департамента от 24 декабря 2014 года N 65/4 "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2015 год", ФАС России принято решение от 18 марта 2016 года N N о частичном удовлетворении требований АО " ... ".
В соответствии с пунктом 4 решения Департаменту по тарифам Приморского края предписывалось совершить следующие действия: 1) включить в необходимую валовую выручку АО " ... " на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год документально подтвержденный недополученный доход, возникший в результате нарушения Департаментом в 2015 году постановления Правительства РФ от 11 мая 2015 года N 458 и Основ ценообразования; 2) пересмотреть тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Приморского края с 1 мая 2016 года, включив в расчет тарифов документально подтвержденный недополученный АО " ... " доход с учетом данных статистической и бухгалтерской отчетности за 2015 год при сохранении величины сглаживания АО " ... " (филиал "Приморские электрические сети"), учтенной Департаментом на 2016 год, и условии неизменности тарифов на электрическую энергию для потребителей Приморского края, в том числе для населения. Пунктом 5 решения определено, что Департаменту в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передачи электрической энергии АО " ... " необходимо письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии: решения об установлении цен (тарифов); протокола заседания правления органа исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение; экспертного заключения по делу об установлении для АО " ... " цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на 2016 год.
Не исполнение Департаментом по тарифам Приморского края в установленный срок до 1 мая 2016 года решения ФАС России от 18 марта 2016 года N N о пересмотре тарифов на услуги АО " ... " по передаче электрической энергии послужило основанием для привлечения руководителя Департамента Малюшицкого В.А. к административной ответственности, установленной частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
Отменяя вынесенное в отношении Малюшицкого В.А. постановление о привлечении к административной ответственности и прекращая производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока пришел к выводу о том, что Малюшицкий В.А. не является субъектом вмененного ему правонарушения, поскольку обязанность по исполнению решения ФАС России от 18 марта 2016 года N N была возложена на орган исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, а не на его должностное лицо.
Данный вывод судьи районного суда нельзя признать правильным, поскольку в соответствии с Положением о Департаменте по тарифам Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 214-па, Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, общее руководство деятельностью Департамента осуществляет директор, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление полномочий.
Между тем решение судьи районного суда, которым вынесенное в отношении Малюшицкого В.А. постановление от 29 июля 2016 года N N по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по существу является правильным.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Во исполнение пункта 1 статьи 24 указанного Федерального закона Правительством РФ принято постановление от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
Решением ФАС России от 18 марта 2016 года N N Департаменту по тарифам Приморского края было предписано пересмотреть тарифы на услуги АО " ... " по передаче электрической энергии на территории Приморского края с 1 мая 2016 года и об исполнении решения в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передачи электрической энергии АО " ... " сообщить в ФАС России.
Установленный Правилами порядок государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике предполагает проведение регулирующим органом экспертизы предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 22 Правил), непосредственно решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимается на заседании коллегиального органа регулирующего органа (пункт 25 Правил), которое оформляется протоколом.
Следовательно, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не уполномочен на единоличное принятие решения об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике.
Согласно материалам дела 18 апреля 2016 года во исполнение решения ФАС России от 18 марта 2016 года N N о пересмотре тарифов на услуги АО " ... " по передаче электрической энергии на территории Приморского края с 1 мая 2016 года было составлено экспертное заключение, в соответствии с которым экспертная группа пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год.
Решением правления Департамента по тарифам Приморского края, оформленным протоколом от 27 апреля 2016 года N 20, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год оставлены без изменения.
Письмом от 6 мая 2016 года N N, подписанным директором Департамента по тарифам Приморского края Малюшицким В.А., ФАС России был проинформирован о результатах исполнения решения от 18 марта 2016 года N N о пересмотре тарифов на услуги АО " ... " по передаче электрической энергии на территории Приморского края с 1 мая 2016 года со ссылкой на заключение экспертной группы и решение правления от 27 апреля 2016 года, которые были приложены к указанному письму.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
С учетом установленных по делу обстоятельств в действиях директора Департамента по тарифам по Приморскому краю Малюшицкого В.А. отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку вопрос об исполнении решения ФАС России от 18 марта 2016 года N N о пересмотре тарифов на услуги АО " ... " по передаче электрической энергии на территории Приморского края с 1 мая 2016 года Департаментом по тарифам Приморского края рассмотрен в установленном законом порядке, о принятом коллегиальным органом Департамента решении ФАС России был проинформирован в срок, установленный пунктом 5 решения от 18 марта 2016 года N N.
Поступление письма Департамента от 6 мая 2016 года N N в ФАС России 18 мая 2016 года не имеет правового значения. С учетом положений статьи 4.8 КоАП РФ указанное письмо было направлено в ФАС России в пределах срока, установленного пунктом 5 решения от 18 марта 2016 года N N.
Отсутствие вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу о нарушении, поскольку свидетельствует об отсутствии состава правонарушения.
Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания, не содержится состава административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2017 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2017 года, вынесенное в отношении директора Департамента по тарифам Приморского края Малюшицкого В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья И.К. Зиганшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.