Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К., Мельниковой О.Г.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борунова Ю.М. к отделу по Партизанскому городскому округу Департамента труда и социального развития Приморского края о незаконном удержании льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг по апелляционной жалобе истца на решение Партизанского городского суда Приморского края от 22 ноября 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав объяснения истца Борунова Ю.М., судебная коллегия
установила:
Борунов Ю.М. обратился в суд с иском к отделу по Партизанскому городскому округу Департамента труда и социального развития Приморского края о незаконном удержании льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. В обоснование требований указал, что он является инвалидом второй группы, имеет статус федерального льготника. Ему была предоставлена льгота на ЖКХ услуги, а также на отопление дома твердым топливом и газом в баллонах без каких-либо подтверждающих документов. ДД.ММ.ГГГГ без предупреждения о необходимости предоставления подтверждающих документов на приобретенный уголь и газ, ему не оплатили льготу за твердое топливо и газ, необоснованно произвели перерасчет ежемесячной денежной выплаты на оплату ЖКХ услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. Считает незаконным самовольное удержание полученных средств социальной выплаты без взыскания в судебном порядке. Просил признать незаконными действия отдела по Партизанскому городскому округу Департамента труда и социального развития Приморского края в виде удержания с него денежных средств социальной выплаты в виде мер социальной поддержки, произвести возврат незаконно удержанных сумм, выплатить льготу на твердое топливо по норме 9 тонн за ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика предоставить сведения о сумме удержанных с него денежных средств социальной выплаты в виде мер социальной поддержки.
В судебном заседании истец настаивал на исковых требованиях.
Представитель ответчика с иском не согласился. Пояснил, что Борунов Ю.М. является получателем мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральным льготникам перерасчет предоставленных мер социальной поддержки был произведен первый раз в ДД.ММ.ГГГГ с учетом данных о фактическом объеме потребленных коммунальных услуг, предоставляемых организациями жилищно-коммунального хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сумма излишне выплаченной и не удержанной ежемесячной денежной выплаты на ДД.ММ.ГГГГ составляет ... рублей, будет удерживаться из вновь начисленных сумм в соответствии с действующим законодательством. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Борунов Ю.М. заявление на компенсацию расходов по оплате твердого топлива или газа с предоставлением платежных документов, подтверждающих понесенные расходы, не предоставлял.
Судом постановленорешение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласился истец, им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Считает, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма выплат мер социальной поддержки была равна сумме их начисления, с ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел перерасчет и самовольно удерживает суммы излишне переплаченные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства, влекущие изменение размера или отмены денежной выплаты, не наступили, согласия на удержание мер социальной поддержки за спорный период он не давал, не считает данные суммы излишне выплаченными, ответчик не уведомил его об удержаниях.
В письменных возражениях представитель отдела по Партизанскому городскому округу Департамента труда и социального развития с доводами апелляционной жалобы не согласился.
В заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Департамента труда и социального развития Приморского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со статьей 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20.07.2012 N 124-ФЗ) предусматривала инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставление скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Вступившим в действие 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Часть 13 статьи 17 названного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) предоставляет инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно статье 28.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты определен Постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 года N 63-пг "О форме, Порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края".
Пунктом 3.6 названного Порядка предусмотрено, что размер ежемесячной денежной выплаты, рассчитанный в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка, ежемесячно подлежит перерасчету с учетом данных о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, и оплате жилого помещения на основании сведений, предоставляемых ежемесячно не позднее 17 числа месяца, следующего за истекшим, субъектами предоставления данных, на основании соглашений об информационном обмене, заключенных с департаментом.
В случае если размер ежемесячной денежной выплаты, рассчитанный в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка, превысил размер ежемесячной денежной выплаты, рассчитанный с учетом данных о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, и оплате жилого помещения, излишне выплаченные гражданину суммы ежемесячной денежной выплаты, полученной в результате перерасчета, подлежат удержанию из ежемесячных денежных выплат и (или) ежегодных денежных выплат получателей, причитающихся в последующем периоде, до полного удержания излишне полученных сумм. В случае прекращения предоставления ежемесячной денежной выплаты излишне выплаченные получателю средства возвращаются получателем добровольно. В случае отказа получателя от добровольного возврата излишне выплаченных средств они могут быть взысканы в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Действие пункта 3.6 Порядка, утвержденного Постановлением Губернатора Приморского края от 2 ноября 2015 года N 72-пг "О внесении изменений в Постановление Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 года N 63-пг "О форме, Порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" распространяется на правоотношения, возникшие в отношении получателей ежемесячной денежной выплаты, указанных в подпунктах "е"-"с" пункта 1.1 Порядка, с 1 июля 2015 года.
Ежегодная денежная выплата на оплату стоимости топлива назначается единовременно на основании заявления исходя из фактически понесенных ими расходов на оплату стоимости топлива в отопительный период в пределах норм и цен на топливо, установленных для продажи населению, при предъявлении документов, подтверждающих расходы, понесенные на оплату стоимости топлива. В качестве документов о фактически произведенных расходах на оплату стоимости топлива принимаются платежные документы, подтверждающие факт оплаты топлива, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного топлива, его стоимости и дате приобретения, об адресе жилого помещения, фамилии, имени, отчестве покупателя: кассовый чек с приложением товарного чека или иные документы, приравненные к кассовому чеку, оформленные на бланках строгой отчетности в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", а также документы, подтверждающие факт приобретения лесных насаждений в целях заготовки древесины и оплату услуг по заготовке дров.
Ежегодная денежная выплата на оплату транспортных услуг для доставки топлива назначается заявителям единовременно в течение отопительного периода на основании заявления и документов, подтверждающих расходы, понесенные на доставку топлива (кассовых чеков, товарных чеков, счет-фактуры, квитанций по доставке топлива, счет-квитанции по доставке топлива), исходя из фактически понесенных заявителем расходов на оплату транспортных услуг по доставке приобретенного им топлива, предоставляемых в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края соответствует Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761.
Судом установлено, что Борунов Ю.М. зарегистрирован и проживает в частном доме с печным отоплением, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 98,0 кв. м.
Борунов Ю.М. является инвалидом ... группы, получает меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Из материалов дела следует, что перерасчет предоставленных истцу мер социальной поддержки был произведен территориальным отделом первый раз ДД.ММ.ГГГГ с учетом данных о фактическом объеме потребленных коммунальных услуг, предоставляемых организациями жилищно-коммунального хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Борунову Ю.М. ежемесячно выплачивалась фиксированная сумма мер социальной поддержки ... рублей.
Из представленного расчета следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Борунову Ю.М. выплачены меры социальной поддержки в размере ... рубля, сумма назначенной меры социальной поддержки составляет ... рублей, вследствие чего по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма излишне выплаченной и не удержанной ежемесячной денежной выплаты составила ... рублей, которая подлежит удержанию.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции с учетом представленных ответчиком данных о фактическом объеме потребленных и сведений о выплаченных и назначенных мерах социальной поддержки, а также отсутствием заявления о денежной выплате на оплату стоимости топлива и документов, подтверждающих понесенные расходы на оплату топлива, пришел к обоснованному выводу о законности действий Департамента труда и социального развития Приморского края в лице отдела по Партизанскому городскому округу по удержанию излишне выплаченных Борунову Ю.М. денежных средств социальной поддержки по оплате твердого топлива или газа. В связи с чем отсутствуют основания для возврата удержанных денежных сумм. Представленный ответчиком в материалы дела расчет судом проверен и признан верным.
Судом верно не приняты во внимание доводы истца о незаконном, самовольном удержании полученных им средств социальной выплаты при его отказе от добровольного возврата полученных средств социальной выплаты. Взыскание излишне выплаченных сумм в судебном порядке в силу абзаца 2 статьи 3.6 Порядка производится в случае прекращения предоставления ежемесячной денежной выплаты и отказе от добровольного возврата излишне выплаченных средств. Борунов Ю.М. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является получателем мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Поэтому удержание излишне выплаченной истцу суммы мер социальной поддержки, полученной в результате перерасчета из ежемесячных денежных выплат, причитающихся в последующем периоде, до полного удержания излишне полученных средств, Департаментом обоснованно произведено на основании пункта 3.4 названного Порядка.
Решение суда является правильным, основанным на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующим установленным судом обстоятельствам.
Ссылка в жалобе на необходимость предоставления платежных документов с ДД.ММ.ГГГГ для предоставления мер социальной поддержки на приобретение твердого топлива является ошибочной. К получателям ежемесячной денежной выплаты, указанным в пунктах "а"-"д" пункта 1.1 Порядка, в отношении которых вступают в силу с 1 сентября 2016 года изменения, внесенные в Постановление Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 года N 63-пг, истец не относится. Борунов Ю.М. относится к получателям ежемесячной денежной выплаты, указанным в пункте "р" - инвалиды, в отношении которых действие пунктов 3.6, 5.3 Порядка вступает в силу с 1 июля 2015 года.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную истцом позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по ее доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Партизанского городского суда Приморского края от 22 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борунова Ю.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.