Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего: Мотрохова А.Б.
судей областного суда: Башкатовой Е.Ю., Зубовой Е.А.,
при секретаре: Яковлевой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 03 мая 2017 года дело по апелляционной жалобе Ахметова Б.М. на решение Центральный районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Ахметова Б. М. к УМВД России по Омской области о зачете времени участия в контртеррористических операциях в выслугу лет для назначения льготной пенсии отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Ахметов Б.М. обратился с иском к УМВД России по Омской области о зачете времени участия в контртеррористических операциях в выслугу лет для назначения льготной пенсии.
В обоснование иска указал, что являясь сотрудником Кировского УВД г. Омска на основании приказа начальника УВД Омской области был направлен в служебную командировку в Чеченскую Республику ( " ... "), где находился в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и выполнял служебно-боевые задачи в ходе проведения контртеррористической операции.
Просил зачесть в выслугу лет на льготных условиях, из расчета один день за три, 45 дней и 67 дней участия в контртеррористических операциях, установленные решениями Центрального районного суда г. Омска по делу N " ... ", и мирового судьи судебного участка N " ... " ЦАО г. Омска по делу N " ... ".
Ахметов Б.М. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Полагал, что факт его нахождения в зоне проведения антитеррористической операции в спорный период подтвержден решениями судов.
Представитель ответчика УМВД России по Омской области Бартош М.А. заявленные исковые требования не признала в полном объеме. Считает, что факт непосредственного выполнения истцом определенных боевых задач решениями судов не устанавливался. Сам факт нахождения истца на территории Чеченской Республики и выполнение им задач по обеспечению правопорядка и безопасности не свидетельствует об участии в проведении контртеррористических операций. 25 дней фактического участия в контртеррористической операции из спорного периода засчитаны истцу в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 день за 3, остальные дни из указанного периода служебной командировки засчитаны из расчета 1 месяц за 1,5. оснований для перерасчета не имеется. Заявила о пропуске срока исковой давности.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ахметов Б.М. с постановленным решением суда не согласен, просит его отменить. Полагает, что решения Центрального районного суда г.Омска по делу N " ... " и мирового судьи судебного участка N " ... " ЦАО г. Омска по делу N " ... " имеют преюдициальное значение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л.д.70-71).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Ахметова Б.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Бартош М.А., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.
Из материалов дела следует, что с 1993 года Ахметов Б.М. проходил службу в органах внутренних дел по должности - участковый инспектор милиции. На основании приказа N " ... " л/с от " ... " подполковник милиции Ахметов Б.М. уволен по сокращению штатов с должности старшего участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции общественной безопасности Отдела милиции N " ... " УВД по г. Омску.
С " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " Ахметов Б.М. принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона.
Правовое регулирование проведения контртеррористических операций установлено Федеральным законом от " ... " N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ, контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
По п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 35-ФЗ лица, участвующие в борьбе с терроризмом, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите.
Так, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и разделом 3 приложения к нему лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г., отнесены к ветеранам боевых действий.
При этом в силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 35-ФЗ военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.2).
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства РФ от 31.03.1994 N 280, в соответствии с его пунктом 2, военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Льготы при зачете в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии периодов службы на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
Так, по пп. а п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии 1 месяц службы (военной службы) засчитывается за 1,5 месяца; по пп. в п.4 - время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Таким образом, участие в контртеррористической операции на основании приказов является обязательным условием для льготного исчисления выслуги лет 1:3.
Сам по себе факт нахождения сотрудника органов внутренних дел на территории Северо-Кавказского региона не может расцениваться как участие в контртеррористических операциях, если указанный факт не был оформлен в установленном порядке приказами.
В материалы дела представлены приказы заместителя министра внутренних дел РФ - руководителя регионального оперативного штаба в Чеченской республике о зачете выслуги лет (трудового стажа) в льготном исчислении сотрудникам органов внутренних дел, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона 1 месяц за 3: N " ... " от " ... ", согласно которому истец непосредственно участвовал в контртеррористических операциях 2 дня ( " ... " по " ... "); N " ... " от " ... " - 2 дня ( " ... " по " ... "); N " ... " от " ... " - 4 дня ( " ... " по " ... "); N " ... " от " ... " - 9 дней ( " ... " по " ... "); N " ... " от " ... " - 8 дней ( " ... " по " ... ").
При таком положении в течение заявленных в иске периодов доказано принятие истцом участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ в течение 25 дней.
Оснований к зачету в выслугу лет истцу в льготном исчислении 1:3 остальных дней заявленных периодов с учетом вышеприведенных норм не имеется.
При этом, согласно представленному в материалы дела расчету выслуги лет на пенсию Ахметова Б.М., подготовленного УМВД России по Омской области, периоды с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " зачтены истцу в выслугу из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца, а 25 дней участия в контртеррористических операциях - из расчета 1 месяц за 3 месяца.
Таким образом, указанные 25 дней учтены ответчиком в выслуге лет истца в льготном исчислении 1:3, остальные дни - 1:1,5.
Из приведенных норм ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 35-ФЗ, пп. "е" п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, пп. в п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 видно, что льготное исчисление выслуги лет за участие в контртеррористической операции предусмотрено исключительно для целей пенсионного обеспечения соответствующих лиц.
При указанных выше обстоятельствах и требованиях материального закона, а также оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований, а доводы заявителя о том, что весь период нахождения истца территории Северо-Кавказского региона РФ должен быть исчислен в выслугу лет как 1месяц к 3 месяцам, судебной коллегией отклоняется, как не основанный на законе.
Ссылки в жалобе ранее принятые судебные акты (решение мирового судьи судебного участка N " ... " в Центральном судебном районе в г. Омске от " ... " и решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ") не влекут отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Центральный районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.