Судебная коллегия по гражданским делам
Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Башкатовой Е.Ю. и Зубовой Е.А. при секретаре Яковлевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 03 мая 2017 г. в г. Омске дело по апелляционному представлению военного прокурора Омского гарнизона, апелляционной жалобе Министерства обороны РФ на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым Министерству обороны РФ в удовлетворении исковых требований к Петрову И.М., Петровой Е.А., Трунилиной А.И., Петровой Е.И. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении отказано; Петрову И.М., Петровой Е.А., Трунилиной А.И., Петровой Е.И. в удовлетворении встречных требований о признании права пользования жилым помещением отказано.
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия
установила:
Министерство обороны РФ обратилось с иском к Петрову И.М., Петровой Е.А., Трунилиной А.И., Петровой Е.И. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении. Указало, что на основании ордера от " ... ", Петров И.М. совместно с членами своей семьи приобрел право на проживание в служебном жилом помещении, по адресу: г. Омск, " ... ", " ... ". Жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны. " ... " Петров В.Г. уволен с военной службы на основании п. 6 ст. 51 ФЗ РФ "О воинской обязанности и военной службе" по собственному желанию. " ... " в адрес Петрова И.М. направлено уведомление о необходимости освободить занимаемое жилое помещение. Ответчик жилое помещение не освободил. Просило прекратить право пользования Петровым И.М., Петровой Е.А., Трунилиной А.И., Петровой Е.И. жилым помещением, расположенным по адресу: г. Омск, " ... "; выселить ответчиков из вышеназванного жилого помещения; возложить на ответчиков обязанность сдать в установленном порядке указанное жилое помещение.
Представитель истца в судебном заседании участия не принимал.
Ответчики исковые требования не признали, обратились в суд со встречным исковым заявлением о признании права пользования жилым помещением. Указывали, что спорная квартира была предоставлена в " ... " году в целях улучшения жилищных условий. На дату увольнения из вооруженных сил РФ выслуга лет Петрова составляла " ... " - в календарном исчислении, " ... " - в льготном исчислении. Поскольку на момент увольнения Петров И.М. пользовался служебным жилым помещением, ему должно быть предоставлено другое постоянное жилье.
Представитель третьего лица ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ считала исковые требования подлежащими удовлетворению, во встречных требованиях просила отказать. Пояснила, что при предоставлении спорного жилого помещения в " ... " г. Петров И.М. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. На дату увольнения с военной службы сведений о том, что Петров И.М. признан нуждающимся в жилом помещении не предоставлено.
Представитель третьего лица ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционном представлении военный прокурор Омского гарнизона просит решение суда отменить. Указывает, что право ответчиков на пользование жилым помещением утрачено после увольнения Петрова И.М. с военной службы, т.к. спорное жилье было предоставлено Петрову И.М. на период прохождения военной службы. Применение судом норм утратившего силу Жилищного кодекса РСФСР считает необоснованным, поскольку Петров И.М. был уволен в период действия Жилищного кодекса РФ. Указывает, что с " ... " г. до настоящего времени Петров И.М. не реализовал свое право на получение постоянного жилого помещения, поскольку не состоял на учете в качестве лиц, нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит решение суда отменить. Указывает, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ" при получении служебного жилого помещения в " ... " году Петров И.М. был снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы. В установленном порядке ответчик не был признан лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения, с заявлением о постановке на учет не обращался, таким образом, при увольнении с военной службы обязан освободить служебное жилье. Полагает, что суд не правильно применил ст. 13 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" и ст. 108 ЖК РСФСР. В " ... " г. ответчик обращался за постановкой на учет нуждающихся в жилом помещении, но ему было отказано. Указывает на наличие в собственности Петрова И.М. квартиры, расположенной в Брянской области, и отсутствие оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в настоящее время.
Изучив материалы дела, жалобу, представление, заслушав представителя Петрова И.М., прокурора, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что Петров И.М. в периоды с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " проходил военную службу по контракту.
Согласно постановлению администрации Центрального административного округа г. Омска от " ... " трехкомнатная квартира " ... " в г. Омске включена в число служебной жилой площади 38-ой квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны РФ.
В соответствии с утвержденным списком на служебную жилую площадь 38-ой квартирно-эксплуатационной части Минобороны РФ квартира " ... " предоставлена Петрову И.М. на состав семьи из 4 человек.
" ... " Петрову И.М. выдан ордер на право занятия указанного жилого помещения на состав семьи из 4-х человек (Петров И.М., его супруга Петрова Е.А., дети Петрова А.И. и Петрова Е.И.), корешок ордера содержит отметку "служебная".
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N " ... " от " ... " майор Петров И.М. уволен в запас с военной службы по собственному желанию с " ... " Выслуга лет на " ... " составляет: календарная - " ... ", в льготном исчислении - " ... ". Общая выслуга - " ... "
В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от " ... " жилое помещение по адресу г. Омск, " ... " закреплено на праве оперативного управления за ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Отказывая в удовлетворении иска о выселении, суд указал, что ответчики были вселены в спорное жилое помещение, отнесенное к специализированному жилищному фонду до введения в действие ЖК РФ, другого жилого помещения не имеют, имеют право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, и в соответствии со ст. 13 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ, с учетом выслуги лет Петрова И.М., не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилья.
Данный вывод не основан на имеющихся доказательствах и сделан при неправильном применении норм материального права. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции от 04 ноября 2007 г., действовавшей в период прохождения военной службы Петровым И.М., государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, в ред. от 04 ноября 2007 г., военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Спорное жилое помещение было признано служебным, и предоставлялось ответчикам как служебное на время прохождения военной службы Петровым И.М.
В соответствии с п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений по месту прохождения военной службы в случаях получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Получив служебное жилое помещение, Петров И.М. правомерно был снят с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях, предоставляемых на период прохождения военной службы. Согласно п. 25, 27 указанной Инструкции военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма, признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и указанным Федеральным законом. Для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи указанных военнослужащих применяются учетные нормы площади жилого помещения, установленные по месту их жительства органами местного самоуправления (органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.
Таким образом, для получения жилого помещения по договору социального найма военнослужащий должен был подать рапорт о принятии на учет, и должен был быть признан нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии с правилами ст. 51 ЖК РФ. Ответчик с рапортом не обращался и на учет нуждающихся поставлен не был. В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и статьей 2 настоящей статьи.
Поскольку ответчик имеет выслугу военной службы более десяти лет, суд применил п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР и ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", согласно которой граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, невозможность выселения граждан без предоставления другого жилого помещения, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрена лишь при одновременном наличии двух условий: указанные граждане должны быть отнесены к перечню лиц, выселение которых не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ, а также такие граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма либо иметь право состоять на таком учете. Применяя указанную норму права суд указал, что ответчик хотя и не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении на момент увольнения, и не состоит на таком учете в настоящее время, но, проживая в служебном жилом помещении, "очевидно нуждается" в улучшении жилищных условий. При этом суд не учел, что в 2013 году ответчик обращался за постановкой на учет нуждающихся в жилом помещении. Решением ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от " ... " ответчику отказано в постановке на учет в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ. Данное решение ответчик не обжаловал. Согласно сведениям, указанным Петровым И.М. в заявлении о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма ( " ... "), ему на праве собственности по завещанию принадлежит квартира площадью " ... "., расположенная по адресу: " ... ", свидетельство N " ... " от " ... "
Из пояснений Петрова И.М. следует, что указанное жилое помещение было им продано в " ... ".
Кроме того, из пояснений ответчиков следует, что брак с супругой ответчик расторг, и она выехала из спорной квартиры. Не проживает в квартире и его дочь Трунилина. Таким образом, изменился состав семьи ответчика. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичное правило содержится в п. 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512. Установленный законом пятилетний срок для признания за ответчиком права состоять на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не истек.
При указанных обстоятельствах оснований для вывода о том, что ответчик имеет право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, не имеется. Следовательно, не имеется оснований и для отказа в иске о выселении без предоставления другого жилого помещения. Спорная квартира была предоставлена Петрову И.М. как служебное жилое помещение на период прохождения им военной службы по контракту. Петров И.М. был уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по собственному желанию. Увольнение со службы является основанием к прекращению договора найма служебного жилого помещения. Иск о выселении без предоставления другого жилого помещения подлежит удовлетворению.
Решение суда в части отказа в иске о выселении подлежит отмене. В части встречного иска решение не обжалуется и оснований для его отмены в данной части не имеется. Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от " ... " в части отказа в иске о выселении отменить.
Выселить Петрова И. М., Петрову Е. А., Трунилину А. И., Петрову Е. И. выселить из квартиры " ... " в г. Омске без предоставления другого жилого помещения.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционные представление и жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.