Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Климовой В.В.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 11 мая 2017 года
дело по апелляционной жалобе представителя УФССП России по Омской области - Соломиной И.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"Освободить Министерство имущественных отношений Омской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области Поповой А.П. от " ... " по исполнительному производству N " ... "-ИП".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Министерство имущественных отношений Омской области (далее Минимущество Омской области) обратилось в суд с административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование заявленного требования было указано, что решением Центрального районного суда г. Омска от " ... " удовлетворены требования Безбокова А.А., на Минимущество Омской области возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
" ... " судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области Поповой А.П. было возбуждено исполнительное производство, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В установленный для добровольного исполнения срок требования исполнены не были, в связи с чем с Минимущества Омской области взыскан исполнительский сбор в сумме " ... ".
Минимущество Омской области просило от уплаты исполнительского сбора его освободить, ссылаясь на то обстоятельство, что исполнение решений указанной категории требует существенных временных затрат ввиду установленной законом особой процедуры предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при том, что решение Центрального районного суда г. Омска предельного срока для исполнения не содержит. Указанное в совокупности было сообщено судебному приставу-исполнителю, ответа на обращение получено не было. Отмечает, что Минимуществом Омской области предпринимаются все возможные меры для скорейшего приобретения жилых помещений за счет перераспределения средств, неоднократно предприняты действия, направленные на увеличение бюджетных ассигнований и скорейшего освоения имеющихся средств.
В отзыве на иск представитель УФССП России по Омской области Мулакаев Р.Р. просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Постановленным решением требования административного истца удовлетворены.
В апелляционной жалобе представителя УФССП России по Омской области - Соломина И.А. просит решение отменить, указывая, что по достижении возраста 18 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены жилыми помещениями, о необходимости предоставления которого должник информируется за 4 года до наступления совершеннолетия указанных лиц данных категорий. Неуказание в судебном решении срока, установленного для его исполнения, компенсируется положениями ст. 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве", предписывающей исполнение решения в двухмесячный срок. Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для невыполнения обязательства по судебному решению. Истец не обращался в суд с просьбой предоставить отсрочку либо рассрочку исполнения решения, в установленный законом пятидневный срок добровольно требование исполнительного документа не исполнил, в связи с чем применение меры принуждения в виде взыскания исполнительского сбора является правомерным.
Представителем Минимущества Омской области Огневой Е.А. на апелляционную жалобу подан отзыв, в котором она просит оставить решение Центрального районного суда г. Омска без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились.
В силу положений ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле доказательства, а также дополнительно представленные доказательства, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.310 КАС РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
В силу ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 ст.30 Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1 ст.105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Закона N 229-ФЗ).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Решением Центрального районного суда г. Омска от " ... " удовлетворены требования Безбокова А.А, на Министерство имущественных отношений Омской области возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с установленным Порядком.
Исполнительное производство N " ... "-ИП на основании исполнительного листа, выданного в соответствии с указанным решением, возбуждено судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области Поповой А.П. " ... ".
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником " ... ".
" ... " заместителем начальника МРО по ОИП УФССП России по Омской области Поповой А.П. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере " ... ", с которым не согласился должник, обратившийся " ... " в суд с настоящим административным иском, в котором просит от уплаты исполнительского сбора освободить.
В заявлении представитель Министерства имущества Омской области Кайдаулов В.А. указывает, что Министерством принимаются меры для исполнения решения, вины в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа нет, поскольку приобретение жилых помещений для указанной категории лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от " ... " N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем проведения аукциона. В настоящее время Министерством принимаются меры к обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями, " ... " между Правительством Омской области и Министерством образования и науки РФ подписано соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на основании которого бюджет области получил " ... ". Все объемы финансирования реализуются в полном объеме в рамках государственной программы, принимаются меры к сокращению численности лиц, стоящих в очереди на предоставление жилых помещений.
Судом первой инстанции требования Министерства имущества Омской области удовлетворены правомерно, оснований не соглашаться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от " ... " N " ... "-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как установлено судом первой инстанции, фактическая возможность приобрести и предоставить взыскателю жилое помещение в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у Министерства имущества Омской области отсутствует.
Порядок приобретения жилых помещений для указанной категории лиц определен положениями Федерального закона от " ... " N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предполагает приобретение жилых помещений путем проведения электронного аукциона, контракт на покупку может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение категорий лиц жилыми помещениями, требуют значительных временных затрат.
Кроме того, поскольку Минимущество Омской области реализует полномочия за счет средств федерального и регионального бюджета, приобрести жилые помещения самостоятельно возможности не имеет.
Как субъект исполнения обязанности по предоставлению взыскателю жилого помещения, " ... " Минимущество Омской области обратилось в Министерство финансов Омской области с просьбой увеличить бюджетные ассигнования на приобретение жилья для детей-сирот, отмечая, что на указанную дату не исполнено 146 судебных решений по городу Омску и 1 - в р.п. Кормиловка, требуется дополнительное финансирование в объеме " ... ". Кроме того, в отношении Минимущества возбуждено 220 исполнительных производств, обязывающих предоставить детям-сиротам жилые помещения специализированного жилищного фонда.
Аналогичные письма об увеличении бюджетных ассигнований направлены в Министерство финансов " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", получен ответ, предполагающий предоставление дополнительных денежных средств при наличии источников дополнительных поступлений, предложено представить в Министерство финансов Омской области предложения по возможному увеличению поступлений администрируемых источников бюджета.
По итогам 2015 года Министерством имущества Омской области приобретены 197 жилых помещений по договорам купли-продажи, 144 жилых помещения принято от КУ "Омскоблстройзаказчик". Указанные помещения предоставлены по договорам социального найма и по договору найма специализированного жилищного фонда в порядке очереди.
В 2016 году за счет средств областного и федерального бюджета предусмотрено предоставление 228 жилых помещений, однако финансирование не покрывает имеющуюся потребность в специализированном жилом фонде, поскольку представлены данные о 359 вступивших в законную силу судебных решениях и 4235 детей-сирот, имеющих право на получение жилого помещения.
Поскольку Министерство имущества Омской области реализует полномочия за счет средств федерального и регионального бюджета, приобрести жилые помещения самостоятельно вне установленной законом процедуры возможности не имело по независящим от него обстоятельствам, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями должника, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы представителя УФССП России по Омской области Соломиной И.А. отмену оспариваемого решения не влекут. Не отрицая высокой социальной значимости вопроса обеспечения социально незащищенных групп населения жилыми помещениями, судебная коллегия полагает нецелесообразным применение к Министерству штрафных санкций.
Решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела, отвечает требованиям закона, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для его отмены по изложенным выше мотивам и по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом первой инстанции и получили в решении суда надлежащую оценку.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.