Судья Омского областного суда Климова В.В.,
при секретаре Кабардиной А.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе заместителя главного государственного инспектора Омской области по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области Петрушенкова Ю.П. на решение судьи Ленинского районного суда г.Омска от " ... ", которым постановлено:
"Постановление заместителя главного государственного инспектора Омской области по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Петрушенкова Ю.П. N " ... " от " ... ", которым Бюджетное учреждение города Омска "Комбинат специальных услуг" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей, отменить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено. Производство по делу прекратить",
установила:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Омской области по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора от " ... " Бюджетное учреждение г.Омска "Комбинат специальных услуг" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Из постановления следует, что БУ г.Омска "Комбинат специальных услуг" на праве постоянного (бессрочного) пользования выделен земельный участок с кадастровым номером N " ... ", площадью 477.984 кв.м, с местоположением в юго-восточной части кадастрового района 55:36, Ленинский АО г.Омска, с разрешенным видом использования "земли специального назначения, под кладбище". В границах данного участка, около административного здания, имеющего почтовый адрес: Ново-Южное кладбище, 2/1, расположена площадка по продаже ритуальной продукции с указанием ее стоимости.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером N " ... " используется в целях продажи ритуальной продукции, что является незаконным.
Не согласившись с постановлением, БУ г.Омска "Комбинат специальных услуг" обжаловало его в суд.
Судьей районного суда постановленоизложенное выше решение.
В жалобе заместитель главного государственного инспектора Омской области по использованию и охране земель, заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области Петрушенков Ю.П. просит отменить решение, полагает необоснованной отмену постановления и прекращение производства по делу. Указывает, что согласно фототаблице на участке имеется площадка, на которой выставлены образцы товара (надгробные плиты) с указанием цены, и в силу п.1 ст.497 ГК РФ договор купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, выставленным в месте продажи.
В отзыве на жалобу директор БУ г.Омска "Комбинат специальных услуг" Никитенко Л.И. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи районного суда не нахожу.
Административная ответственность по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
На основании п.8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу положений п.2 ст.7 ЗК РФ вышеперечисленные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
Согласно постановлению о назначении административного наказания от " ... ", в ходе внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, проведенной специалистами отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области, установлено, что земельный участок с кадастровым номером N " ... ", расположенный в юго-восточной части кадастрового района 55:36, сформированный и учтенный в ГКН с видом разрешенного использования - земли специального назначения, под кладбище, который принадлежит БУ г.Омска "Комбинат специальных услуг" на праве постоянного (бессрочного) пользования, используется данным Учреждением не по целевому назначению, а именно: в границах данного участка, около административного здания с почтовым адресом: Ново-Южное кладбище, 2/1 расположена площадка по продаже ритуальной продукции с указанием ее стоимости.
Вина БУ г.Омска "Комбинат специальных услуг" администратиным органом была установлена на основании акта проверки от " ... " (л.д.79-82) и фототаблицы (л.д.84-109), из которой следует, что у административного здания с почтовым адресом: Ново-Южное кладбище, 2/1 расположены каменные плиты с указанием цены, а также щит с информацией: ограждение, стол, лавка - " ... ", с указанием номера телефона.
Вместе с тем само по себе наличие на земельном участке плит с указанием их стоимости и информационного щита не свидетельствует о нецелевом использовании земель, поскольку в ходе рассмотрения дела должностным лицом не установлен факт реализации на территории земельного участка с кадастровым номером N " ... " каких-либо товаров.
В силу пп.2, 3 п.9 Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2015 N486 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора" должностные лица имеют право:
- запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
- беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора.
Таким образом, при осуществлении государственного земельного контроля БУ г.Омска "Комбинат специальных услуг" инспектор для установления размещения на территории земельного участка с разрешенным видом использования "земли специального назначения, под кладбище" салона-магазина, мастерских, а также факта реализации какой-либо продукции мог запросить необходимые сведения, в части, относящейся к предмету проверки.
При этом довод БУ г.Омска "Комбинат специальных услуг" о том, что рядом с административным зданием представлены образцы продукции в виде необработанных плит, которые покупатель может посмотреть и заказать по образцу памятник по адресу: " ... "Д административным органом опровергнут не был.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Государство, предоставляя административному органу право на принятие постановления о привлечении к административной ответственности, на установление состава административного правонарушения с одной стороны, с другой стороны возлагает на административный орган обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
Поскольку признавая БУ г.Омска "Комбинат специальных услуг" виновной в совершении правонарушения, Управление Росреестра по Омской области не дало надлежащей оценки обстоятельствам, имеющим значение для дела, и не доказало нарушении Учреждением режима землепользования, судья районного суда обоснованно отменил постановление от " ... " и прекратил производство по делу за недоказанность обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Оснований не согласиться с данным выводом не имеется, поскольку судья районного суда надлежащим образом мотивировал свой вывод, изложенный в обжалуемом решении, и выяснил все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу.
Доводы, изложенные в жалобе должностного лица Управления Росреестра по Омской области, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы суда не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебной инстанцией норм материального и процессуального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
Решение судьи Ленинского районного суда г.Омска от " ... " оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Омской области по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области Петрушенкова Ю.П. - без удовлетворения.
Судья Климова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.