Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Стыцюн С.А., Слиж Н.Ю.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца, ответчика администрации Прионежского муниципального района на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 03 февраля 2017 г. по иску Иванова Д. В. к администрации Прионежского муниципального района, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерству финансов Республики Карелия, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности выделения дополнительного финансирования.
Заслушав доклад судьи Стыцюн С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов Д.В. обратился с иском, мотивируя требования тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет возможности проживать в жилом помещении, закрепленном за ним на основании постановления главы местного самоуправления Прионежского района Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ года N. В связи с чем, с учетом уточнения требований, просил возложить на Министерство финансов Республики Карелия обязанность по дополнительному выделению муниципальному образованию "Прионежский муниципальный район Республики Карелия" денежных средств на осуществление государственных полномочий, предусмотренных ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в отношении него; обязать Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия обеспечить дополнительное выделение из бюджета Республики Карелия и перечисление в бюджет муниципального образования "Прионежский муниципальный район Республики Карелия" денежных средств для приобретения ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не менее нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения на территории Прионежского муниципального района; обязать администрацию Прионежского муниципального района в течение двух месяцев после поступления денежных средств предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не менее нормы по договору найма специализированного жилого помещения на территории Прионежского муниципального района.
Определением Прионежского районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от ХХ.ХХ.ХХ, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Республики Карелия, Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на администрацию Прионежского муниципального района обязанность предоставить Иванову Д.В. на территории Прионежского муниципального района благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В остальной части иска отказано. Помимо этого, с администрации Прионежского муниципального района в пользу Иванова Д.В. взысканы судебные расходы в размере ( ... ) руб.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Прионежского муниципального района просит изменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований к Министерству финансов Республики Карелия, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о возложении обязанности выделения дополнительного финансирования. Указывает, что наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Карелия по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам не освобождает Республику Карелия от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц, т.к. в силу п.2 ст.86 БК РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ в установленном порядке. На осуществление указанных государственных полномочий Республики Карелия бюджету Прионежского муниципального района на ХХ.ХХ.ХХ год предусмотрено ( ... ) тыс. рублей. В соответствие с Законом Республики Карелии от 21.12.2016 N 2083-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия по предоставлению субвенций является Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия. За счет средств субвенций в ХХ.ХХ.ХХ году администрация сможет приобрести лишь N благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, N решений в ХХ.ХХ.ХХ году останутся неисполненными, не считая решения по настоящему делу. В случае удовлетворения заявленных Ивановым Д.В. исковых требований лишь в части возложения на администрацию обязанности по предоставлению Иванову Д.В. жилого помещения, без решения по существу вопроса о дополнительном финансировании органа местного самоуправления в целях исполнения расходных обязательств Республики Карелия, администрация Прионежского муниципального района для восстановления нарушенного права Иванова Д.В. понесет убытки. Кроме того, решение о возложении на администрацию Прионежского муниципального района обязанности по предоставлению Иванову Д.В. жилого помещения станет очередным судебным решением, исполнение которого в ХХ.ХХ.ХХ году станет невозможным, что фактически приведет к образованию второй очереди.
Истец в апелляционной жалобе просит изменить постановленный судебный акт в части отказа в удовлетворении заявленных им требований к Министерству финансов Республики Карелия, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о возложении обязанности по выделению дополнительного финансирования. Указывает, что наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Карелия по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам не освобождает Республику Карелия от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц. Полагает, что вынесенное решение будет неисполнимо из-за отсутствия средств у администрации Прионежского муниципального района.
Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия в письменных возражениях на апелляционные жалобы выражает несогласие с их доводами, указывая, что реализация органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона. Увеличение финансового обеспечения на указанные цели возможно только путем внесения изменений в закон о бюджете. Доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения Министерством социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия полномочий главного распорядителя бюджетных средств бюджета Республики Карелия, предусмотренных в качестве субвенций на осуществление государственных полномочий, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", апелляционные жалобы не содержат. Более того, действующее законодательство не наделяет физических лиц какими-либо бюджетными полномочиями, отношения по предоставлению субвенции на выполнение переданных государственных полномочий не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса. Кроме этого, гарантированное законом право истца не может быть поставлено в зависимость от момента формирования специализированного жилищного фонда, а также от наличия или отсутствия иных лиц данной категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями и включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района Волкова А.А. апелляционную жалобу администрации поддержала по изложенным в ней основаниям.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения участвующего лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, судом первой инстанции установлено, не оспаривалось сторонами, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления администрации Прионежского о муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ N Иванов Д.В. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жильем специализированного жилищного фонда, вместе с тем по настоящее время жильем не обеспечен.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.109.1 ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установив, что обязанность по обеспечению специализированным жилым помещением истца, на которого распространяется мера социальной поддержки (обеспечение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений), возложена на администрацию муниципального района, пришел к выводу об обоснованности требований истца, предъявленных к администрации Прионежского муниципального района, в связи с чем постановилвышеприведенный судебный акт.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Истцом и ответчиком администрацией Прионежского муниципального района обжалуется постановленное решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных Ивановым Д.В. требований, предъявленных к Министерству финансов Республики Карелия, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о возложении обязанности выделения администрации Прионежского муниципального района дополнительного финансирования.
Разрешая заявленные истцом требования в обжалуемом части, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса.
Судебная коллегия соглашается с приведенной в решении позицией суда первой инстанции.
В соответствии с п.1 ст.1 БК РФ отношения, возникающие в процессе расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым данным кодифицированным нормативным актом.
Согласно ст.152 БК РФ граждане не являются субъектами бюджетных правоотношений. Соответственно, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, а также размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство не наделяет физических лиц какими-либо бюджетными полномочиями.
Доводы апелляционных жалоб относительно того, что предоставлению истцу жилого помещения препятствует отсутствие денежных средств и наличие иных лиц, обладающих правом, аналогичным праву истца, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит предоставление жилья указанной категории граждан в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий, в том числе и из-за недостаточного финансирования.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Таким образом, действующее законодательство не содержит каких-либо исключающих оснований для органа местного самоуправления по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений по договорам найма специализированно жилого помещения.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционных жалоб о несогласии с выводами суда не могут повлечь отмену решения суда, поскольку были исследованы судом первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства по делу не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 03 февраля 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы истца, ответчика администрации Прионежского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.