Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Савельевой Н.В. и Душнюк Н.В.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 января 2017 г. по иску Дубинца В.М. к администрации Сортавальского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дубинец В.М. обратился с иском по тем основаниям, что является нанимателем жилого помещения по адресу: ( ... ), которое заключением межведомственной комиссии от 21.11.2016 и распоряжением администрации Сортавальского муниципального района (далее Администрация) от 30.11.2016 признано непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции. Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в данной квартире зарегистрирована и проживает его супруга Д.Н.К., истец, ссылаясь на положения статей 2, 40 Конституции РФ, статей 51 и 57 Жилищного кодекса РФ, просил обязать ответчика предоставить ему на состав семьи 2 человека, включая Д.Н.К., на условиях социального найма во внеочередном порядке благоустроенную квартиру, соответствующую санитарным и техническим требованиям, равнозначную по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть не менее 40,1 кв.м.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
С решением суда истец не согласен, в апелляционной жалобе просит его отменить, вынести новое об удовлетворении исковых требований. Полагает, что из положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обязательств, обусловивших непригодность жилья для проживания. Отказ ответчика признать его малоимущим и принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не может влиять на его конституционное право получить во внеочередном порядке жилье по договору социального найма. Исходя из положений Закона Республики Карелия от 19.12.2006 N1041-ЗРК "О порядке определения размера дохода ... в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" гражданин признается малоимущим, если размер потребности его семьи в средствах на приобретение жилого помещения превышает возможность накопления семьей недостающих средств на его приобретение. Указывает, что то обстоятельство, что доход его семьи немного превышает прожиточный минимум пенсионера, не может обуславливать отказ в признании его семьи малообеспеченной. Кроме того, целью установления прожиточного минимума в Российской Федерации и в Республике Карелия является оказание социальной помощи и иных мер поддержки в правоотношениях, не связанных с жилищными правоотношениями.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия считает достаточным проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия. Конституция РФ, вместе с тем, закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Судом установлено, что истец Дубинец В.М. и его супруга Д.Н.К. на условиях социального найма проживают в жилом помещении по адресу: ( ... )., которое находится в муниципальной собственности.
Распоряжением Администрации ( ... ) от 30.11.2016 на основании заключения межведомственной комиссии ( ... ) от 21.11.2016, указанное жилое помещение признано непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции.
Решением жилищной комиссии при Администрации от 13.01.2017 семье Дубинца отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с непризнанием данной семьи малоимущей.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал, что для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьёй 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьёй 52 Кодекса принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учёт.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьёй 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что семья Дубинца В.М. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признана, более того, в признании ее таковой отказано решением жилищной комиссии при Администрации.
Учитывая изложенное, правомерным является решение об отказе в удовлетворении исковых требований о предоставлении семье Дубинца В.М. жилого помещения по договору социального найма.
По изложенным выше основаниям, не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы истца о том, что отказ ответчика признать его семью малоимущей и принять ее учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не может влиять на его конституционное право получить во внеочередном порядке жилье по договору социального найма.
Основаны на неверном толковании норм материального права доводы жалобы о том, что из положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обязательств, обусловивших непригодность жилья для проживания.
Ссылки в апелляционной жалобе на Закон Республики Карелия от 19.12.2006 N1041-ЗРК "О порядке определения размера дохода ... в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" также не могут быть учтены, поскольку в силу положений Жилищного кодекса РФ к исключительной компетенции органа местного самоуправления относится принятие решений о признании гражданина малоимущим (часть 1 статьи 49) и принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (часть 3 статьи 52). Решение жилищной комиссии при Администрации от 13.01.2017, в силу которой семье Дубинца В.М. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с непризнанием данной семьи малоимущей, в установленном законом порядке не отменено и незаконным не признано.
С учетом изложенного решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 января 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.