Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Савельевой Н.В. и Душнюк Н.В.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 02 марта 2017 года по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) к Горбылевой И.С. о взыскании переплаты компенсационной выплаты.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) (далее УПФР в г. Костомукша РК) обратилось с иском по тем основаниям, что Горбылевой И.С. с 22.10.2014 на основании Указа Президента Российской Федерации N 1455 от 26.12.2006 осуществляется ежемесячная выплата, как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком - инвалидом. По итогам проверки пенсионного дела был выявлен факт осуществления Горбылевой И.С. трудовой деятельности в период ( ... ) по договору о передаче несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в приемную семью. Согласно этому договору ей производилась оплата труда, что привело к образованию переплаты компенсационной выплаты в размере ( ... ) руб. Поскольку в добровольном порядке Горбылева И.С. отказалась возвратить указанную переплату, УПФР в г. Костомукша РК просило взыскать с ответчика денежные средства в размере ( ... ) руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере ( ... ) руб.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С таким решением суда не согласно УПФР в г. Костомукша РК, в апелляционной жалобе и.о. начальника Управления А.В.Л. просит отменить судебное решение, как незаконное, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд не принял во внимание положения Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", который предоставляет право на получение компенсационных выплат не всем лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а только тем из них, которые являются неработающими и трудоспособными. Вознаграждение приёмным родителям, предусмотренное договором о приёмной семье, не является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приёмных детей, в связи с чем выполнение обязанностей приёмного родителя на возмездной основе можно считать выполнением оплачиваемой работы, что является основанием к прекращению компенсационной выплаты. Лицо, осуществляющее уход, в случае поступления на работу, назначения ему пенсии, пособия по безработице, а также при наличии других обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, обязано в течение 5 дней сообщить пенсионному органу, назначившему указанную компенсацию, о наступлении таких обстоятельств.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела несовершеннолетнего Горбылева С.П., материалы гражданского дела N мирового судьи судебного участка г. Костомукша, судебная коллегия полагает решение суда об отказе с иске по существу правильным.
Из материалов дела следует, что Горбылева И.С. имеет сына ( ... ) года рождения, который является ребенком-инвалидом. С 01.10.2014 ответчик получает ежемесячную выплату в размере ( ... ) руб. как лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет на основании, Указа Президента Российской Федерации N 1455 от 26.12.2006 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", в последующем на основании Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".
Также Горбылева И.С. в соответствии с Распоряжением администрации Лоухского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ N-Р являлась приемным родителем воспитанника ( ... ) года рождения. В соответствии с договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключенным с органом опеки и попечительства в лице главы администрации Лоухского муниципального района 06.09.2012 (срок договора с ХХ.ХХ.ХХ), а затем договорами о передаче несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей на воспитание в приемную семью, заключенными с органом опеки и попечительства в лице главы администрации Костомукшского городского округа 07.09.2013 (срок действия с ХХ.ХХ.ХХ) и ХХ.ХХ.ХХ (срок действия с ХХ.ХХ.ХХ), Горбылева И.С. получала ежемесячную оплату труда как приемный родитель.
За период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ УПФР в г. Костомукша РК осуществлены Горбылевой И.С. указанные ежемесячные выплаты в общей сумме ( ... ) руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании указанной денежной суммы с ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе в соответствии с заключенными договорами о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы по смыслу статьи 15 Трудового кодекса РФ, раскрывающей понятие трудовых отношений. Поскольку приемный родитель не является работающим лицом, Горбылева И.С., получая оплату как приемный родитель в отношении Л., имела право на получение компенсационных выплат как лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом Г..
Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может.
В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" с 01.01.2013 установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере ( ... ) руб. (пункт 1); ежемесячные выплаты устанавливаются на период осуществления ухода за ним (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 N 397 утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее Правила). В соответствии с пунктом 2 Правил родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы устанавливается ежемесячная выплата на период осуществления ухода за ним.
Таким образом, лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, имеет право на получение ежемесячной выплаты в случае, если оно не выполняет оплачиваемую работу, то стье является неработающим.
В пункте 12 указанных Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты; одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (пп. "д" п. 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть, если такое лицо является неработающим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу статьи 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом РФ. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса РФ ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. п. 1 и 2 ст. 152 Семейного кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 153.1 Семейного кодекса РФ установлено, что размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Из положений данной нормы следует, что законодатель предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи и разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются, в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приемному родителю ежемесячно перечисляются денежные средства на содержание ребенка: питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, оплаты транспортных расходов, медикаментов. Также согласно указанному закону Республики Карелия приемному родителю за воспитание выплачивается ежемесячное вознаграждение, с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, предметом договора о приемной семье являются фактические и юридические действия приемных родителей, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием, образованием ребенка, за совершение которых приемные родители получают денежные выплаты.
Из материалов дела следует, что в соответствии с указанным Законом Республики Карелия и на основании договоров о передаче несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей на воспитание в приемную семью Горбылевой И.С. оплачивалось вознаграждение, то есть оплачивался труд приемного родителя. Выплаты данного вознаграждения осуществляло МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования" (далее МКУ "ЦБУО"), которое производило отчисление ЕСН и которое было указано в выписке лицевого счета застрахованного лица Горбылевой И.С. как страхователь.
Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 7).
В статье 217 Налогового кодекса РФ приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 действующего в период спорных правоотношений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовал до 01.01.2017).
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса РФ и статьей 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд РФ перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
При этом, не имеется оснований для вывода о том, что вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей; осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье следует считать выполнением оплачиваемой работы.
Поскольку Горбылева И.С., являясь стороной договора о приемной семье, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу. Между тем, работающее лицо не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы".
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что исковые требования УПФР в г. Костомукша РК о взыскании с Горбылевой И.С. спорной ежемесячной выплаты в общей сумме ( ... ) руб. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 13 Правил, лицо, осуществляющее уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с пунктом 12 Правил. Прекращение осуществления ежемесячной компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в п. 12 указанных Правил (п. 14 Правил).
УПФР в г. Костомукша РК в обоснование заявленных требований о взыскании с Горбылевой И.С. сумм ежемесячных выплат за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, указало, что Горбылева И.С., являясь получателем вознаграждения по договору о передаче ребенка в приемную семью, в нарушение принятых обязательств, не известила орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельства, влекущего за собой прекращение осуществления указанной выплаты, а именно о выполнении ею оплачиваемой работы.
Как следует из материалов дела, спорная ежемесячная выплата была установлена Горбылевой И.С. как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, с ХХ.ХХ.ХХ на основании ее заявления от ХХ.ХХ.ХХ и в соответствии с решением УПФР в г. Костомукша РК от ХХ.ХХ.ХХ N.
В своем заявлении о назначении компенсационной выплаты Горбылева И.С. указала, что не работает, при этом, она была предупреждена о необходимости известить территориальный орган ПФР об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 12 указанных выше Правил, влекущих за собой прекращение осуществления ежемесячной выплаты, в том числе о выполнении оплачиваемой работы.
Между тем, к моменту установления компенсационной выплаты ответчик уже более двух лет получала ежемесячную оплату труда как приемный родитель в соответствии с договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключенным с органом опеки и попечительства. При этом, УПФР в г. Костомукша РК, принимая 22.10.2014 решение об установлении Горбылевой И.С. ежемесячной выплаты в размере ( ... ) руб., имело сведения о платежах по страховым взносам, начисленным МКУ "ЦБУО" в период с 01.10.2012 по гражданско-правовым договорам за застрахованного лица Горбылеву И.С.
В последующем, в соответствии с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Костомукша РК от 22.09.2015 N 49 было установлено, что Горбылевой И.С была излишне выплачена сумма компенсации за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере ( ... ) руб. ( ( ... ).), причиной возникновения переплаты, как указано в протоколе, явилось осуществление ответчиком трудовой деятельности. Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, страхователем Горбылевой И.С. являлось МКУ "ЦБМУ КГО". Ответчиком 01.10.2015 принято распоряжение о приостановлении выплат ответчику в размере ( ... ) руб. с 01.10.2015. Распоряжением УПФР в г. Костомукша РК от ХХ.ХХ.ХХ N указанные выплаты возобновлены ответчику с 01.10.2015 на период осуществления ухода за ребенком-инвалидом. 12.10.2016 ответчику произведена выплата ежемесячной компенсации за период с 01.10.2015 по 31.10.2015.
На основании заявления Горбылевой И.С от 12.10.2015 решением УПФР в г. Костомукша РК от ХХ.ХХ.ХХ ежемесячная выплата прекращена с 01.11.2015 по причине утраты права.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в ( ... ) РК от ХХ.ХХ.ХХ N было установлено, что Горбылевой И.С. излишне выплачена сумма компенсации за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере 23100 руб. (7700 х 3 мес.), в качестве причины возникновения переплаты указано осуществление ответчиком трудовой деятельности.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Костомукша РК от ХХ.ХХ.ХХ N было установлено, что Горбылевой И.С излишне выплачена сумма компенсации за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере ( ... ) руб. ( ( ... )), причина возникновения переплаты - осуществление ответчиком трудовой деятельности.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, страхователем Горбылевой И.С. в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ являлось МКУ "ЦБМУ КГО".
Решением УПФР в г. Костомукша РК от ХХ.ХХ.ХХ N Горбылевой И.С. на основании ее заявления с 01.11.2015 восстановлена ежемесячная выплата, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. Протоколом от 23.12.2015 Горбылевой И.С. начислена указанная выплата за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и за текущий месяц в размере ( ... ) руб.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Костомукша РК от ХХ.ХХ.ХХ N также было установлено, что Горбылевой И.С. излишне выплачена сумма компенсация за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере ( ... ) руб. ( ( ... )), причина возникновения переплаты - осуществление ответчиком трудовой деятельности. Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица страхователем Горбылевой И.С. являлось МКУ "ЦБУО".
Распоряжением УПФР в г. Костомукша РК от ХХ.ХХ.ХХ Горбылевой И.С ежемесячная выплата приостановлена с ХХ.ХХ.ХХ в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона "О страховых пенсиях". Распоряжением истца от ХХ.ХХ.ХХ N указанные выплаты ответчику возобновлены с 01.10.2016 на период осуществления ухода за ребенком-инвалидом.
Таким образом, в период с 01.10.2014 по март 2016 года у УПФР в г. Костомукша РК имелись сведения о выполнении Горбылевой И.С. трудовой деятельности. В этот период ответчиком неоднократно принимались решения о переплате ответчику сумм ежемесячных выплат (с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ), указанные выплаты приостанавливались, в последующем возобновлялись, прекращались и затем восстанавливались.
При таких обстоятельствах, не имеется оснований для вывода о том, что указанные ежемесячные выплаты за периоды с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ были произведены Горбылевой И.С. по причине того, что она в нарушение положений пенсионного законодательства не уведомила УПФР в г. Костомукша РК о выполнении трудовой деятельности и получении за это вознаграждения.
Учитывая изложенное, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований по существу является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 2 марта 2017 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.