Судья Верховного Суда Республики Карелия Данилов О.И., ознакомившись с административным исковым заявлением Матукевич Т. В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Административный истец обратился в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ( ... ) площадью ( ... ) кв.м, обязании административного ответчика внести сведения в Государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка по тем основаниям, что постановлением Правительства Республики Карелия от 15.05.2013 N 158-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия" не установлен удельный показатель кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале ( ... ), что не позволяет филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия определить кадастровую стоимость указанного земельного участка, а администрации Деревянского сельского поселения заключить договор аренды на данный земельный участок, поскольку арендная плата определяется в процентном соотношении к его кадастровой стоимости.
Согласно частям 1 и 3 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Исходя из толкования данной нормы, административными истцами по делам данной категории могут выступать юридические лица, граждане, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, арендаторы земельного участка, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Обязательным условием для обращения юридических лиц и граждан в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости является нарушение их прав и оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктами 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15.09.2015 - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки; об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из представленных материалов следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ( ... ) вообще не определена, следовательно, отсутствует спор о кадастровой стоимости; не представлено доказательств, что результатами определения кадастровой стоимости спорного земельного участка затронуты права и обязанности административного истца.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
При указанных обстоятельствах в принятии административного искового заявления следует отказать.
В случае отказа в принятии административного искового заявления государственная пошлина подлежит возврату лицу, уплатившему государственную пошлину, на основании его заявления, которое подается в налоговый орган (часть 2 статьи 128 КАС РФ, подпункт 2 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, пункт 3 статьи 333.40 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ, судья
определил:
в принятии административного искового заявления Матукевич Т. В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Возвратить Матукевич Т. В. уплаченную государственную пошлину в размере ( ... ) ( ( ... )) руб., согласно чек-ордеру от ( ... ).
Копию определения и административное исковое заявление со всеми приложенными к нему документами направить административному истцу.
На определение в течение пятнадцати дней со дня его вынесения может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия.
Судья ( ... ) О.И. Данилов
( ... )
( ... )
( ... )
( ... )
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.