Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста - эксперта отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности и мониторинга государственных программ Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республике Фадеевой М.А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - БУ ЧР Республиканская станция скорой медицинской помощи", учреждение),
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 марта 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении БУ ЧР Республиканская станция скорой медицинской помощи" прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, ставится вопрос об отмене постановления судьи и направлении дела на новое рассмотрение по тем мотивам, что допущенное юридическим лицом нарушение в сфере охраны здоровья граждан не является малозначительным.
Изучив жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав представителей Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республике Понявину С.В. и Сорокину А.В., поддержавших доводы жалобы, мнение защитников юридического лица Матвеевой М.В. и Беловой Л.П. об оставлении постановления судьи без изменения, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), является видом деятельности, подлежащим лицензированию.
Согласно пункту 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение) соблюдение порядков оказания медицинской помощи является лицензионным требованием, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии.
Невыполнение лицензиатом вышеуказанных требований, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является грубым нарушением лицензионных требований (пункт 6 Положения).
Пунктами 12, 13 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н (далее - Порядок оказания медицинской помощи) при поступлении вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме, поводом к которому послужило внезапные острые состояния без явных признаков угрозы жизни, на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи.
30 сентября 2016 года БУ "ЧР Республиканская станция скорой медицинской помощи" выдана лицензии N ЛО-21-01001552 на осуществление медицинской деятельности по оказанию скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной 3 февраля 2017 года на основании приказа и.о. руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республике N от 13 января 2017 года, поводом к которой послужило обращение ФИО13 о ненадлежащем оказании услуг ее несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, повлекшим ампутацию части кости пальца, должностными лицами контролирующего органа выявлено осуществление БУ ЧР "Республиканская станция скорой медицинской помощи" медицинской деятельности с нарушением пунктов 12, 13 Порядка оказания медицинской помощи, поскольку учреждение допустило отказ в оказании 18 декабря 2016 года скорой медицинской помощи в неотложной помощи ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обеспечило организацию и оказание ей медицинской помощи, что следовало из звуковой записи вызова, поступившего 18 декабря 2016 года в 18 часов 34 минут.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья пришел к выводу о доказанности вины юридического лица в допущенных нарушениях и квалифицировал действия учреждения по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
При этом, сославшись на отсутствие свободных выездных бригад на момент вызова и обстоятельства дела, судья пришел к выводу о том, что допущенные нарушения не повлекли за собой наступление существенного вреда, в связи с чем признал совершенное административное правонарушение малозначительным и прекратил производство по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.
С данным выводом судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3-3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания, в том числе могут являться основанием для назначения юридическому лицу штрафа в размере менее минимального. минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в совершении которого учреждение признано виновным, заключается в осуществлении медицинской деятельности по оказанию скорой медицинской помощи с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, и сопряжена с нарушением конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантируемых статьей 41 Конституцией Российской Федерации.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, и не в любом нарушении требований и условий лицензии при оказании медицинской деятельности, а лишь только тех, которые Правительством Российской Федерации определены как грубые, что влечет повышенную, по сравнению с частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ, ответственность.
Санкция части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, помимо значительных сумм штрафа, устанавливает для юридических лиц наказание в виде приостановления деятельности.
Вышеприведенное свидетельствует об особой значимости охраняемых общественных отношений.
При указанных обстоятельствах вывод судьи районного суда о малозначительности совершенного учреждения правонарушения - только по мотиву ненаступления общественно опасных последствий в виде существенного вреда - основан на неправильном применении норм материального права, в связи с чем постановление судьи подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.