Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Глухова А.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федорова А.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 марта 2017 года Федоров А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Глухов А.В., действующий на основании доверенности, подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав Федова А.А. и его защитника Глухова А.В., поддержавших доводы жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие должностных лиц административного органа, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ, Закон).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 данной статьи пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Согласно статье 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням (статья 7 Закона).
Часть 4 статьи 5 Закона обязывает организатора публичного мероприятия не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Часть 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года N 77 (ред. от 18.04.2016) "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" устанавливает, что в случае проведения публичного мероприятия на территории городского округа уведомление подается в администрацию городского округа.
Как установлено судьей районного суда и подтверждается материалами дела, 25 февраля 2017 года около 18 часов Федоров А.А., находясь на пересечении проезжих частей дорог улицы Гагарина - Президентский бульвар города Чебоксары, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, в нарушение статей 7? 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" совместно с группой граждан провел публичное мероприятие в форме пикетирования с использованием файеров и штендера с надписью "данные изъяты" целью которого являлось формирование и выражение мнения граждан.
Действия Федорова А.А. как лица, проводившего публичное мероприятие в отсутствие поданного в установленном порядке соответствующего уведомления, по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Вышеприведенные установленные судьей районного суда обстоятельства и вина Федорова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N, рапортом старшего оперуполномоченного ЦПЭ МВД по Чувашской Республике ФИО1 от 27 февраля 2017 года с прилагаемой фототаблицей, согласно которым гражданка ФИО2 и трое неустановленных лиц провели публичную акцию с использованием пиротехнических средств (файеров) и демонстрацией плаката "данные изъяты" а фотографии о проведенной акции выложены в социальной сети "данные изъяты" по электронному адресу: "адрес" (л.д. 9-10); фотокопией письменных объяснений ФИО2 от 27 февраля 2017 года, в которых она указала, что является одним из координаторов общественного молодежного демократического движения "данные изъяты" в Чебоксарах, при этом подробно изложила обстоятельства размещения совместно с иными лицами, в том числе с Федоровым А.А., изготовленного по ее инициативе плаката (штендера) с надписью "данные изъяты" и применения приобретенных ею пиротехнических средств, целью проведенной акции являлось обращении внимания граждан на общественные проблемы - "данные изъяты" (л.д. 14-15); письменными объяснениями Федорова А.А., в которых он подробно изложил обстоятельства проведения соместно с иными лицами мероприятия, признанного по настоящему делу публичным в форме пикетирования (л.д. 6); объяснениями несовершеннолетнего ФИО3л.д.16-17); письмом администрации города Чебоксары от 27 февраля 2017 года N о непоступлении уведомлений о проведении 25 февраля 2017 года публичных мероприятий в форме собраний, демонстраций, шествий и пикетирования (л.д. 13); объяснениями сотрудника полиции ФИО4 в судебном заседании, а также другими доказательствами.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Наказание Федорову А.А. назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, при этом судья районного судья, учитывая положения пунктов 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, обстоятельства дела и данные о личности Федорова А.А. назначил административный штраф в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права при привлечении Федорова А.А. к административной ответственности не допущено.
Судьей районного суда тщательно проверены и обоснованно опровергнуты доводы Федорова А.А. и его защитников о недозволенных методах получения письменных объяснений ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что по существу в суде первой инстанции Федоров А.А. не оспаривал фактические обстоятельства произошедшего, изложенные в указанных объяснениях, его доводы сводились к тому, что сотрудники полиции и отец склонили его признать проведенную акцию публичным мероприятием и признать тем самым вину.
Указанное несогласие Федорова А.А. с юридической оценкой фактических обстоятельств не влечет признание ранее данным им письменных объяснений недопустимым доказательством.
Доводы жалобы защитника Глухова А.В. о том, что мероприятие, длившееся около 30 секунд, и проведенное Федоровым А.А. в отсутствие свидетелей с целью создания художественной фотографии, не является пикетированием, то есть публичным мероприятием, не принимаются.
Федоров А.А. провел вышеуказанное мероприятие путем свободного выражения мнения с целью привлечения внимания общественности к обозначенным вопросам политической жизни страны путем размещения у пикетируемого объекта нескольких граждан с использованием средств наглядной агитации.
Исходя из взаимосвязанных положений Федерального закона N 54-ФЗ указанные совместные и согласованные действия Федорова А.А. с иными лицами являются пикетированием - публичным мероприятием вне зависимости от продолжительности деяния, проведение данного мероприятия требует подачи соответствующего уведомления.
Иных аргументированных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого по делу постановления, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федорова А.А. оставить без изменения, жалобу защитника Глухова А.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.