Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Сергеевой Н.В. на постановление судьи Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Т Плюс",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2017 года публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее ПАО "Т Плюс", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 190000 рублей.
Не согласившись с принятым судьей постановлением, защитник Общества Сереева Н.В., действующая в интересах ПАО "Т Плюс" на основании доверенности обратилась с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства В обоснование ссылается на незаконность проверки, проведенной в отношении Общества до истечения срока исполнения ранее выданного предписания, привлечение к ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, а также наличие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания допущенного нарушения малозначительным.
Изучив доводы жалоб и проверив дело в полном объеме, выслушав защитника Сергееву Н.В., поддержавшую доводы жалобы, мнение должностного лица Росприроднадзора по Чувашской Республике Архипова С.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного административного расследования на основании обращения гражданина ФИО1 о нарушении ПАО "Т Плюс" законодательства в области охраны атмосферного воздуха старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике Кузьминым С.П. установлено, что Общество по состоянию на 16 января 2017 года с Чебоксарской ТЭЦ-2 (42 стационарных источников загрязнения атмосферы, из них 19 организованных), осуществило выброс вредных веществ (загрязняющих) в атмосферный воздух, не имея соответствующего разрешения. Срок действия ранее выданного разрешения от 19 апреля 2014 года N на выброс вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников Чебоксарской ТЭЦ-2 истек 31 декабря 2015 года.
Факт совершения ПАО "Т Плюс" вмененного административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судом при проверке жалобы на постановление, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, в том числе: разрешениями N от 19 декабря 2014 года, в соответствии с которыми Чебоксарской ТЭЦ-2 разрешено осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 19 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года; копией экспертного заключения санитарно - эпидемиологической экспертизы проектной документации от 3 ноября 2016 года N, протоколами количественного химического анализа и протоколами данных замеров физических факторов на источниках выбросов Чебоксарской ТЭЦ-2, актами поданного - принятого газа по договору поставки газа, расчетом выбросов от котлоагрегатов за декабрь 2016 года, данными федерального статистического наблюдения по форме N ТП (воздух) за 2016 год, иными доказательствами, содержание которых приведено в постановлении судьи.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Выводы судьи о наличии в действиях ПАО "Т Плюс" состава правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, являются правильными.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1, 4,3, 4.6 КоАП РФ.
Повторное совершение Обществом в течение одного года однородного правонарушения обоснованно признано отягчающим обстоятельством (постановлениями от 5 мая 2016 года и от 27 июля 2016 года Общество привлекалось к административной ответственности за совершение в период с 1 января по 4 апреля 2016 года и с 5 апреля по 30 июня 2016 года аналогичных правонарушений).
Довод жалобы защитника Сергеевой Н.В. о повторном привлечении к административной ответственности за одно и тоже деяние является несостоятельными.
По настоящему делу Общество привлечено к административной ответственности за нарушения, допущенные в ходе осуществления производственной деятельности филиалом "данные изъяты" на территории Чувашской Республики по состоянию на 17 января 2017 года, тогда как ранее Общество привлекалось к ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ за нарушения, допущенные в иной период.
Доводы жалобы о проведении в отношении Общества проверки с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" до истечения срока исполнения ранее выданного предписания не принимаются.
В данном случае, совершение Обществом административного правонарушения выявлено должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике в ходе административного расследования, при проведении которого положения вышеуказанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются (пункт 3 части 3 статьи 1 Федерального закона).
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного административного правонарушения, связанного с выбросом вредных веществ в атмосферный воздух и вредным физическим воздействием на него без специального разрешения, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не усматривается, поскольку совершенное повторно административное правонарушение свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к нормам законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха, обеспечивающим безопасность здоровья граждан, представляет общественную опасность и не может быть признано малозначительным.
Существенных нарушений норм процессуального права при привлечении юридического лица к административной ответственности не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления административного органа и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2017 года и по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Т Плюс" оставить без изменения, жалобу защитника Сергеевой Н.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.