Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Нестеровой А.А.,
судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Михайловой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Красновой А.Г. к обществу с ограниченной ответственностью "Мирный 1" о признании действий ответчика незаконными, обязании произвести перерасчет задолженности, взыскании излишне уплаченной денежной суммы, компенсации морального вреда,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Красновой А.Г. - Николаевой В.Р. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Филимоновой И.В., судебная коллегия
установила:
Краснова А.Г. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мирный 1" о признании незаконным начисление ответчиком платы за отопление квартиры N ... , расположенной в доме N ... по ... в г. ... , за период с 01 октября 2014 года по настоящее время; об обязании ответчика произвести перерасчет платы за теплоснабжение за период с октября 2014 года по апрель 2016 года; о взыскании излишне уплаченной истицей денежной суммы за отопление за период с 01 октября 2014 года по 30 апреля 2016 года в размере 20482,28 руб., компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
В обоснование требований истица указала, что она, ее дочь Краснова Н.Н. и внук Павлов П.И., проживая в указанной квартире и являясь собственниками по 1/3 доли каждый в праве общей долевой собственности, в 2006 году произвели замену газовой колонки на газовый котел по согласованию с администрацией города Чебоксары и муниципальным унитарным предприятием "Московское районное управление жилищно-коммунального хозяйства" города Чебоксары. Считает, что составленный ООО "Коммунальные технологии" акт N ... от ... года подтверждает правомерность пользования истицей газовым котлом независимо от централизованного отопления многоквартирного дома, поскольку стояки отопления в квартире истицы заизолированы термофлексом.
Также Краснова А.Г. указывает, что с 01 ноября 2006 года по настоящее время ежемесячно производит платежи в ООО "Газпром межрегионгаз "Чебоксары" за газ, потребленный на подогрев воды и отопление по показаниям газового счетчика, однако управляющая компания ООО "Мирный 1" произвела перерасчет платы по статье "отопление" за период с октября 2014 года по февраль 2015 года, с которым истица не согласна, указывая, что ответчик услугу за отопление ей не оказывал. В связи с тем, что Краснова А.Г. использует индивидуальный квартирный источник тепловой энергии, то полагает подлежащим возврату излишне уплаченную ею сумму за отопление за период с 01 октября 2014 года по 30 апреля 2016 года в размере 20482,28 руб.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 января 2017 года Красновой А.Г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
На данное решение представителем истца Красновой А.Г. - Николаевой В.Р. подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. Излагая свое несогласие с решением суда, стороной истицы приводятся доводы аналогичные основаниям заявленного иска. Также указывается, что истицей были предоставлены все документы по согласованию переустройства квартиры при переходе на индивидуальное автономное отопление. Автор жалобы считает, что отказ от услуги по теплоснабжению не требовал переустройства инженерных систем отопления всего многоквартирного дома, в том числе общедомовых, а был осуществлен путем прекращения подачи теплоносителя во внутриквартирную систему отопления. Считает, что взимание платы ответчиком за не предоставляемые услуги по отоплению противоречит жилищному законодательству Российской Федерации.
Истица Краснова А.Г. и ее представитель Николаева В.Р. в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ООО "Мирный 1" и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г.Чебоксары Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела истице Красновой А.Г. и членам ее семьи: дочери Павловой Н.Н., внуку Павлову П.И. на праве собственности по 1/3 доли каждому принадлежит квартира N ... в доме N ... по ... в г. ...
Письмом от 25 августа 2006 года N ... муниципальное унитарное предприятие "Московское районное управление жилищно-коммунального хозяйства" г.Чебоксары Чувашской Республики сообщило Красновой А.Г. об отсутствии возражений по поводу замены газовой колонки на газовый котел, а 16 октября 2006 года администрация г.Чебоксары письмом N ... согласовала замену газовой колонки на газовый котел в указанной квартире.
11 декабря 2006 года ООО "Коммунальные технологии" провели проверку вышеуказанной квартиры и составили акт N ... о том, что в квартире используется котел ( ... модель) независимо от отопления дома, а проходящие стояки отопления внутри квартиры заизолированы.
По результатам проверки ООО "Мирный 1" в марте 2015 года Госжилинспекцией Чувашии по вопросу обоснованности определения размера платы за отопление жилых помещений многоквартирного дома N ... по ... г. ... ответчик начислил Красновой А.Г. плату за отопление ее квартиры N ... за март 2015 года и произвел перерасчет (доначисление) платы за период с октября 2014 года по февраль 2015 года, с чем истица не согласилась, обратившись в суд о признании незаконными указанных действий ответчика.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исходил из того, что особый порядок расчетов с отдельными собственниками помещений в многоквартирном доме, отключившими свои помещения от централизованной системы отопления, в том числе перешедшими на альтернативный способ отопления не предусмотрен, а находящиеся в квартире подводящие трубопроводы отопления и газоснабжения относятся к общему имуществу многоквартирного дома; отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, а доказательств соблюдения установленной законом процедуры переустройства жилого помещения истицей не представлено.
Судебная коллегия указанный вывод суда первой инстанции считает правильным по следующим основаниям.
Предметом спора являются действия ответчика по методике начисления платы за отопление для жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, подключенного к централизованному теплоснабжению, но переведенного на индивидуальное отопление.
Проверяя указанные обстоятельства, судебная коллегия учитывает положения следующих правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Так, в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" не предусмотрен механизм расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, отдельные помещения которых в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке отключены от централизованной системы отопления.
Исходя из системного толкования пункта 6 Правил содержания общего имущества во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир.
Отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам (подпункт "е" пункта 4 Правил N354 от 6 мая 2011 года).
Абзацем вторым пункта 40 указанных Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату за содержание общего имущества дома.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы, что отказ Красновой А.Г. от услуги по теплоснабжению не требовал переустройства инженерных систем отопления дома, в том числе общедомовых, а был осуществлен путем прекращения подачи теплоносителя во внутри квартирную систему отопления, а значит плата за несуществующую услугу ведет к необоснованному обогащению является необоснованным, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, начисление Красновой А.Г. платы за коммунальную услугу по отоплению предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома. В связи с этим освобождение собственника жилого помещения от платежей за услугу отопления будет противоречить жилищному законодательству, поскольку перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на иных собственников помещений в доме.
Кроме того, законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений статей 210, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы Красновой А.Г. о том, что плата за отопление не начислялась по указанной квартире с ноября 2006 года и следовательно, у нее отсутствует обязанность по оплате расходов за тепловую энергию, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Кроме того, изоляция внутриквартирных стояков отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия истицей не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в многоквартирный дом, где распределяется, в том числе, через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая как индивидуально квартиру, так и весь объект теплоснабжения в целом.
Установив изложенные обстоятельства и принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии на данный момент оснований для признания действий ответчика незаконными.
Также в рассматриваемом случае судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Действующим законодательством Российской Федерации определены обязательные нормы для принятия решения потребителями о смене способа обеспечения теплоснабжения, в том числе требования к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые допускается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.
Согласно пункту 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Необходимо учитывать, что в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах, за исключением использования индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N170, установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых помещений. В частности установлен запрет на переоборудование жилых домов и квартир (комнат) ведущее к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования (пункт 1.7.2).
В силу подпункта "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354, вступивших в силу с 01 сентября 2012 года, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Подпункт "в" пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N307, действовавших до 31 августа 2012 года, также запрещал потребителю самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.
Согласно Ведомственным строительным нормам, Правилам оценки физического износа жилых зданий, утвержденным Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года N446, центральное отопление является инженерным оборудованием как всего дома в целом, так и жилого помещения, в частности. Элементами системы отопления являются магистрали, стояки, отопительные приборы, запорная арматура, калориферы. Само слово "система" предполагает взаимосвязанность и взаимозависимость элементов системы, поэтому демонтаж одного из элементов фактически означает демонтаж всей системы.
Указанный дом оборудован центральным отоплением. Транзитные стояки центрального отопления, в том числе, проходят в квартире истицы.
В этой связи действующим законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок действий при принятии решения о смене способа обеспечения теплоснабжения как отдельным собственником помещений в многоквартирном доме, так и всеми собственниками помещений в таком доме.
Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года N266 утверждена форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Указанной формой устанавливается, что приемочная комиссия осуществляет приемку выполненных ремонтно-строительных работ и подписание акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в установленном порядке. Приемочной комиссией после подписания акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подписанный акт направляется в орган местного самоуправления.
Предусмотренный частью 5 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (часть 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных правовых норм именно орган, осуществляющий согласование переустройства, должен провести оценку соответствия переустройства установленным требованиям.
Собственники жилого помещения в многоквартирном доме не вправе без разрешительных документов самостоятельно осуществлять отключение квартиры от инженерных систем, обслуживающих жилой дом. При этом нормы статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие механизм изменения и расторжения договора энергоснабжения, не могут применяться в отрыве от приведенных выше правовых норм.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Из материалов дела следует, что в установленном законом порядке истицей не получено вышеуказанное решение органа местного самоуправления на переустройство системы отопления в принадлежащей ей квартире в связи с переходом на теплоснабжение посредством автономного источника.
Кроме того, в соответствии со статьями 9, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, злоупотребление правом в любой форме не допускается.
Положениями статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переустройство жилого помещения допускается с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, и требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Указанные согласования и соответствующее решение на переустройство квартиры Красновой А.Г. от органа местного самоуправления получено не было.
Проанализировав указанные нормы права и обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что в целях реализации своего права на заключение (расторжение) договора теплоснабжения и выполнения требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации истицей должен был быть соблюден установленный законодательством порядок переустройства жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что установка газового котла для устройства автономного отопления была осуществлена в установленном законом порядке является несостоятельным.
Также является несостоятельным довод Красновой А.Г. об осуществлении переустройства квартиры на основании соответствующих разрешений компетентных органов, поскольку представленный истицей акт "приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию жилого помещения после перепланировки" от 28 декабря 2006 года подтверждает законность на проведение перепланировки в спорной квартире, а именно на объединение ванны и туалета под совмещенный санузел путем разборки перегородки с закладкой существующего дверного проема.
Само по себе проведение истицей работ по установке и подключению настенного газового котла для устройства автономного отопления, а также осуществление работ в соответствии с рабочим проектом переустройства не свидетельствует о наличии согласия со стороны компетентных органов на производство таких работ.
Оценка судом обстоятельств дела соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и доводами апелляционной жалобы не опровергается. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истицы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя истца Красновой А.Г. - Николаевой В.Р. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 января 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Нестерова
Судьи Л.И. Стародубцева
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.