Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В., судей Карачкиной Ю.Г. и Савелькиной Г.О.
при секретаре Владимировой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Коротковой Л.А. к администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет, возложении обязанности поставить на учет, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Павловой А.В. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 24 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия
установила:
в иске к администрации Ленинского района г.Чебоксары Короткова Л.А. указала, что является вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) ФИО, умершего 1 мая 2005 года, ей 93 года и она одна зарегистрирована и проживает в неблагоустроенном жилом доме "адрес", в котором отсутствуют централизованное отопление, водопровод, горячее водоснабжение, канализация, долевыми собственниками дома (по 1/4 доле) являются Иванова Т.Н., Карякина Г.Н., Коротков В.Н. и Филиппова В.Н., согласно акту экспертного исследования ООО "данные изъяты" N от 27.03.2015 дом является непригодным для проживания, его физический износ составляет 66 %, поэтому она нуждается в улучшении жилищных условий; 13 апреля 2015 года она обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях вдовы умершего участника ВОВ, однако, письмом от 29.09.2015 в принятии на такой учет ей отказано на основании заключения межведомственной комиссии N от 28.04.2015, согласно которому жилой дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригоден для проживания; полагая, что заключение комиссии является необъективным и некомпетентным, и предлагая руководствоваться актом экспертного исследования ООО "данные изъяты", Короткова Л.А. просила признать действия администрации Ленинского района г.Чебоксары по отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" незаконными и обязать ответчика поставить ее на такой учет с 13 апреля 2015 года.
В последующем представитель истца Павлова А.В. уточнила второе исковое требование и просила обязать ответчика поставить Короткову Л.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях со 2 сентября 2015 года.
Короткова Л.А. на заседании суда первой инстанции участия не принимала, ее представитель Павлова А.В. иск поддержала, представитель ответчика - администрации Ленинского района г.Чебоксары Трифонова Т.Г. в письменном отзыве и в судебном заседании иск не признала, представители третьих лиц администрации г.Чебоксары, КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" МЗ ЧР и третьи лица Иванова Т.Н., Карякина Г.Н., Филиппова В.Н. и Коротков В.Н. в судебное заседание не явились, от последних пяти ранее поступали заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
24 января 2017 года суд принял решение об отказе в удовлетворении обоих исковых требований Коротковой Л.А. к администрации Ленинского района г.Чебоксары.
В апелляционной жалобе представитель истца Павлова А.В., дублируя содержание искового заявления, просит об отмене решения и удовлетворении исковых требований; дополнительно указывает, что в настоящее время Короткова Л.А. является собственником дома "адрес" на основании договора дарения от 31.05.2016, независимым экспертом он был признан непригодным для проживания, заключением межведомственной комиссии от 08.11.2016 - требующим капитального ремонта, стоимость которого, согласно смете, составит неподъемные для нее 1,6 млн. рублей; считает, что проживание 95-летнего истца в неблагоустроенном, требующем капитального ремонта, доме не может свидетельствовать об обеспеченности ее жилой площадью.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Филиппов Д.В. поддержал апелляционную жалобу, остальные участвующие в деле лица при надлежащем извещении на судебное заседание не явились, от представителя ответчика- администрации Ленинского района г.Чебоксары Трифоновой Т.Г. поступило заявление, в котором она просила рассмотреть дело без ее участия и оставить решение суда без изменения.
Проверив производство по делу в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия нарушений норм материального или процессуального права, неправильного определения юридически значимых обстоятельств или несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела не усмотрела, в связи с чем признает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Из содержания ст.72, 76 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Удостоверением, выданным 11 марта 2010 года, подтверждается, что Короткова Л.А. является вдовой умершего участника ВОВ и имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона "О ветеранах".
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" закреплено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".
В соответствии с п.4 ч.1 ст.11 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Таким образом, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вдовы участника ВОВ возможно лишь в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. С этим условием, как следует из искового заявления, Короткова Л.А. не спорит.
Согласно ч.2-4 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса иные категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (в том числе определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены ст.51 ЖК РФ, согласно которой нуждающимися в жилых помещениях признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
2 сентября 2015 года Короткова Л.А. повторно обратилась в администрацию Ленинского района г.Чебоксары с заявлением о постановке ее на учет иных категорий граждан - "Ветераны ВОВ и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ", нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В направленном 29 сентября 2015 года в адрес Коротковой Л.А. письме администрация Ленинского района г.Чебоксары со ссылкой на решение жилищной комиссии от 24.09.2015 сообщила об отказе в принятии заявителя на учет на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Таково же было и предыдущее сообщение от 30.12.2014 года.
Пунктом 2 ч.1 ст.54 ЖК РФ предусмотрен отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Ответчик при принятии решения об отказе в постановке Коротковой Л.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении исходил из обеспеченности ее общей площадью жилого помещения сверх установленной в г.Чебоксары учетной нормы 14,5 кв.м. на человека.
Этот вывод ответчика являлся объективным, поскольку, как установилсуд и следует из материалов дела, Короткова Л.А. на момент обращения 2 сентября 2015 года в администрацию Ленинского района г.Чебоксары была зарегистрирована и проживала в доме "адрес" общей площадью 48,3 кв.м. одна. Собственниками дома с 2005 года по 1/4 доле являлись ее дети Иванова Т.Н., Карякина Г.Н., Коротков В.Н. и Филиппов В.Н.
В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ и п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются его супруг (супруга), а также дети и родители данного собственника.
Каких-либо доказательств, подтверждающих проживание в доме "адрес" до 31 мая 2016 года в ином качестве, нежели член семьи собственников, истец суду не представила, в результате договора дарения от 31 мая 2016 года она вообще стала единоличным собственником этого дома, вывод об обеспеченности общей площадью свыше учетной нормы ее представитель в апелляционной жалобе не оспаривает, основанием для постановки на учет Короткова Л.А. считает проживание ее в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, оценка и обследование жилого помещения в целях признания его пригодным/ непригодным для проживания граждан осуществляются создаваемой в этих целях межведомственной комиссией.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания (п.47).
13 апреля 2015 года Короткова Л.А. представила в администрацию Ленинского района г.Чебоксары копию акта экспертного исследования от 27 марта 2015 года N, составленного ООО "данные изъяты", согласно которому физический износ дома "адрес" составляет 66 %, жилой дом не соответствует установленным для жилых помещений требованиям и не пригоден для постоянного проживания, и инициировала проведение межведомственной комиссией обследования жилого дома с целью признания его непригодным для проживания.
Межведомственная комиссия, состав которой утвержден постановлением администрации г.Чебоксары от 26.12.2014 N 4413, обследовала жилой дом Коротковой Л.А. 28 апреля 2015 года и 8 ноября 2016 года. В первом случае, располагая техническим паспортом от 05.07.2004, комиссия пришла к заключению, что индивидуальный жилой дом "адрес" соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригоден для проживания, во втором случае - о выявлении оснований для признания жилого дома подлежащим капитальному ремонту. При повторном обследовании комиссией принимался во внимание новый технический паспорт от 18.08.2016, согласно которому жилой дом имеет 60-процентный физический износ, наличие местного водяного отопления, вопреки доводу жалобы, установлено.
Таким образом, поскольку полномочиями по признанию жилых помещений непригодными для проживания обладает лишь специально создаваемая для этого межведомственная комиссия, которая пришла к выводу о наличии оснований для признания жилого дома Коротковой Л.А. только подлежащим капитальному ремонту, требований о признании вышеуказанных заключений незаконными в рамках данного дела Короткова Л.А. не заявляла и не имеется данных о признании их таковыми в других судебных производствах, Короткова Л.А. обеспечена общей площадью сверх установленной для г.Чебоксары учетной нормы, оснований для принятия ее на учет нуждающихся в жилых помещениях у администрации Ленинского района г.Чебоксары не имелось, и как отказ ответчика в постановке ее на такой учет, так и решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Коротковой Л.А. являются правильными.
Доводы жалобы о том, что при оценке нуждаемости Коротковой Л.А. в жилом помещении необходимо было руководствоваться актом экспертного исследования ООО "данные изъяты" от 27.03.2015 N, исходить из отсутствия в доме предпочтительных для пожилого человека удобств (канализации, водоснабжения) и учитывать дороговизну капитального ремонта, не основаны на законе, были предметом исследования суда первой инстанции и в решении им дана надлежащая оценка.
Иных, новых, доводов жалоба не содержит, а потому не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя истца Коротковой Л.А. - Павловой А.В. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 24 января 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи : Ю.Г. Карачкина
Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.