Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Нестеровой А.А., судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Гагариной Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Павловой Ю.П. к администрации г. Чебоксары о признании незаконным решения об отказе в сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии и сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии, поступившее по апелляционной жалобе истца Павловой Ю.П. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 января 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований Павловой Ю.П. отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Павлова Ю.Н. обратилась в суд с иском с учетом уточнений к администрации г. Чебоксары о признании незаконным отказа администрации г. Чебоксары в сохранении квартиры N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... " в переустроенном состоянии и сохранении указанной квартиры в переустроенном виде индивидуальной системы отопления.
Требования мотивированы тем, что истец Павлова Ю.Н. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... ". С 2008 года квартира переведена на индивидуальное автономное отопление на основании технических условий ОАО "Чувашсетьгаз" филиала "Чебоксарыгоргаз" от 19 июня 2008 года, письма МУП "Московское районное управление жилищно-коммунального хозяйства" г. Чебоксары от 14 мая 2008 года, проекта ОАО "Чувашсетьгаз" от 2008 года по установке газового котла для поквартирного теплоснабжения квартиры, акта приёмки законченного строительством объекта газораспределительной системы. Письмом от 08 октября 2008 года МУП "Московское районное управление жилищно-коммунального хозяйства" г. Чебоксары уведомлено об установке системы индивидуального отопления данной квартиры с просьбой не начислять плату за отопление. Одновременно было сообщено, что стояки отопления заизолированы от центрального отопления. 30 октября 2008 года МУП "Московское районное управление жилищно-коммунального хозяйства" г. Чебоксары направило в ООО "Коммунальные технологии" письмо о перезаключении договора на отпуск тепловой энергии по дому N " ... " по ул. " ... " ввиду оборудования квартиры N " ... " индивидуальным газовым котлом. Администрация г. Чебоксары в переустройстве квартиры отказала ввиду завершения в настоящее время ремонтно-строительных работ по переустройству квартиры. Истец полагает, что переустройство квартиры выполнено с учётом требований строительных и санитарных норм, не нарушает права и законные интересы других собственников жилых помещений в доме, не создает угрозу их жизни, здоровью, в связи с чем квартира должна быть сохранена в переустроенном состоянии.
Истец Павлова Ю.П. в судебном заседании не присутствовала, реализовав свое право на участие в деле через представителя Николаева Д.Н., который исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Чебоксары Павлова А.Н. исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность.
Представитель третьего лица Акционерного общества "Газпром газораспределение Чебоксары" в судебное заседание не явился, представил пояснение к исковому заявлению, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Третье лицо Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Судом постановленоуказанное выше решение, обжалованное истцом ПавловойЮ.П. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что переустройство системы отопления в спорном жилом помещении было осуществлено в 2008 году до вступления в законную силу Федерального закона "О теплоснабжении", выполнено с учетом требований строительных и санитарных норм, не нарушает прав и законных интересов собственников других помещений в доме. Переустройство системы отопления не привело к уменьшению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так как от централизованной системы отопления были отключены радиаторы отопления, находящиеся в квартире истца.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Павловой Ю.П. и ее представителя Николаева Д.Н., поддержавших апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора передачи N " ... " от 12 июля 2004 года истец Павлова Ю.П. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... ". Собственником другой 1/2 доли в праве на указанную квартиру являлся ФИО1
Из письма от 14 мая 2008 года, адресованного ФИО1., следует, что Муниципальное унитарное предприятие "Московское районное управление жилищно-коммунального хозяйства" Муниципального образования города Чебоксары столицы Чувашской Республики не возражает в установке индивидуальной системы отопления в квартире N " ... " дома N " ... " по ул. " ... " при наличии рабочего проекта согласованного с соответствующими инспектирующими организациями, а также при наличии письменного согласия жильцов подъезда.
19 июня 2008 года ФИО1 филиалом "Чебоксарыгоргаз" ОАО "Чувашсетьгаз" были выданы технические условия N 04-42-д на присоединение к газораспределительным сетям индивидуального теплогенератора с закрытой камерой сгорания с принудительной вентиляцией (дымоудалением) для системы поквартирного теплоснабжения.
По заказу ФИО1 в 2008 году ОАО "Чувашсетьгаз" изготовило проект установки газового котла "VUW 242-3" с закрытой камерой сгорания для поквартирного теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) в квартире N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... ", который был согласован ООО "Чувашская Региональная компания по реализации газа".
Актом от 03 сентября 2008 года ОАО "Чебоксарыгоргаз" принят законченный строительством объект газораспределительной системы в квартире N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... ".
Согласно акту обследования технического состояния от 28 октября 2008 года, составленного комиссией Муниципального унитарного предприятия "Московское районное управление жилищно-коммунального хозяйства", в квартире N " ... " дома N " ... " по ул. " ... " проведено индивидуальное отопление. Трубопроводы отопления заизолированы и отсоединены от центрального отопления 03 сентября.
Из акта N 714 от 12 ноября 2008 года, составленного представителями ООО "Коммунальные технологи", следует, что в квартире N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... " система отопления демонтирована, проходящие стояки изолированы.
Из протокола N 3 внеочередного общего собрания жильцов дома N " ... " по ул. " ... " от 07 июня 2016 года следует, что собственниками помещений дома принято решение - разрешить Павловой Ю.П. ранее осуществленный перевод в 2008 году на индивидуально-автономное отопление квартиры N " ... " путем отсоединения отопительных приборов от общей системы отопления.
На обращение Павловой Ю.П. от 14 апреля 2016 года о согласовании переустройства квартиры N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... " администрация г. Чебоксары сообщила, что на момент обращения ремонтно-строительные работы по переустройству квартиры завершены, в связи с чем рекомендовано рассмотреть данный вопрос в судебном порядке в соответствии с частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Павловой А.П. в части признания незаконным отказа администрации г. Чебоксары в согласовании сохранения квартиры N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... " в переустроенном состоянии.
Судебная коллегия не может согласиться с изложенным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Согласно части 2 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Таким образом, часть 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, который не подлежит расширительному толкованию.
Такое основание как "завершение ремонтно-строительных работ по перепланировке и (или) переустройству жилого помещения" не предусмотрено положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Аналогичные основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрены и в пункте 2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения в жилых многоквартирных домах", утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары от 18 ноября 2013 года N 3822.
При этом ссылок на предусмотренные частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения в жилых многоквартирных домах" иные основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения оспариваемый истцом отказ органа местного самоуправления не содержит.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый отказ администрации г. Чебоксары от 05 мая 2016 года является незаконным, так как не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, исходя из требований действующего законодательства и совокупности представленных в деле доказательств, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе истцу Павловой Ю.П. в удовлетворении иска о сохранении ее квартиры в переустроенном состоянии.
В пункте 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ) указано, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Таким образом, переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27 сентября 2003 года, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Доказательств, подтверждающих получение разрешения органа местного самоуправления на переустройство жилого помещения, Павловой Ю.П. не представлено.
Между тем согласно части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда N 170 установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых помещений. В частности установлен запрет на переоборудование жилых домов и квартир (комнат), ведущее к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования (пункт 1.7.2).
В силу подпункта "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, вступивших в силу с 01.09.2012, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом. Подпункт "в" пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действовавших до 31.08.2012, также запрещал потребителю самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.
Из акта осмотра помещений N 16/119 от 03 ноября 2016 года, составленного Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики, следует, что в многоквартирном доме N " ... " по ул. " ... " изначально предусмотрено централизованное теплоснабжение. Теплоснабжение помещений дома осуществляется по трубопроводам, расположенным в подвальном помещении дома и трубопроводам (стоякам), смонтированных вертикально в каждом жилом помещении. В квартире N " ... " также смонтированы трубопроводы теплоснабжения (стояки), которые на момент осмотра заизолированы и через которые осуществляется теплоснабжение вышерасположенных квартир. В квартире N " ... " отопительные приборы с общедомовой системы теплоснабжения отсоединены. Теплоснабжение квартиры N " ... " осуществляется индивидуально при помощи газового котла, смонтированного на кухне. Газовый котел смонтирован на стене, смежной с соседней квартирой. К газовому котлу смонтирован воздуховод (круглая труба), которая проходит через наружную стену дома и лоджии на улицу. Отвод продуктов сгорания осуществляется через отдельный трубопровод, смонтированного с газового котла в дымоход. Дымоход расположен в стене, расположенной между кухней и квартирой N " ... " и соседней квартирой N " ... ". С газового котла смонтированы трубопроводы к отопительным приборам, смонтированным под оконными проёмами квартиры N " ... " и к полотенцесушителю ванной комнаты. Трубопроводы смонтированы через подвальное помещение дома под квартирой N " ... ".
Согласно представленному истцом заключению экспертов N " ... " от 24 января 2017 года, составленному экспертами Общества с ограниченной ответственностью "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс", проведенная реконструкция системы отопления (установка газового котла для поквартирного теплоснабжения) квартиры N " ... " жилого дома N " ... " по ул. " ... " соответствует проектным решениям и требованиям СНиП 42-01-2002, на безопасную эксплуатацию многоквартирного жилого дома не влияет, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает. Техническое состояние строительных конструкций, прилегающих к квартире N " ... " дома N " ... " по ул. " ... ", и выполненное переустройство системы поквартирного теплоснабжения названной квартиры не создает угрозы жизни и здоровью граждан, возможна дальнейшая эксплуатация квартиры с системой поквартирного теплоснабжения в соответствии со своим функциональным назначением.
Однако, как отметил суд первой инстанции, экспертное исследование проведено на основании рабочего проекта "Установка газового котла для поквартирного теплоснабжения кв. N " ... " жилого дома N " ... " по ул. " ... "". Техническая документация на указанный многоквартирный жилой дом (включающая внутридомовую систему отопления) экспертам не предоставлялась и не исследовалась.
Пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
По смыслу подпункта "д" пункта 2, пункта 6 указанных Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы) и устройства системы отопления, которые обслуживают более одной квартиры. Находящиеся в квартирах радиаторы отопления, имеющие запирающие (отключающие) устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (в порядке статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации). В то же время при отсутствии у находящихся в квартире радиаторов запирающих устройств, они входят в состав внутридомовой системы отопления и являются общим имуществом собственников многоквартирного дома, так как предназначены для обслуживания более чем одного помещения.
Согласно Ведомственным строительным нормам, Правилам оценки физического износа жилых зданий, утвержденным Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 N 446, центральное отопление является инженерным оборудованием как всего дома в целом, так и жилого помещения, в частности. Элементами системы отопления являются магистрали, стояки, отопительные приборы, запорная арматура, калориферы. Само слово "система" предполагает взаимосвязанность и взаимозависимость элементов системы, поэтому демонтаж одного из элементов фактически означает демонтаж всей системы. Система центрального отопления не только греет воздух в жилом помещении, но частично передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения (здания), предупреждая его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Жилое помещение, лишенное системы центрального отопления, утрачивает качественные квалифицирующие характеристики жилого помещения.
С учетом положений приведенных подзаконных актов, исходя из того, что внутридомовая система отопления включается в состав общего имущества, вывод суда о том, что при проведении экспертизы и ответе на вопрос о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме, экспертам следовало также руководствоваться технической документацией на указанный дом, отображающей внутридомовую систему отопления всего многоквартирного дома, является правильным. Без ее исследования выводы экспертного заключения не могут с достоверностью свидетельствовать об отсутствии нарушений прав и законных интересов граждан.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции в части отказа администрации г. Чебоксары в согласовании сохранения квартиры N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... " в переустроенном состоянии не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит в указанной части отмене, и полагает возможным согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять в этой части новое решение о признании незаконным отказа администрации г. Чебоксары от 05 мая 2016 года в согласовании переустройства квартиры N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... ". При этом на администрацию г. Чебоксары следует возложить обязанность рассмотреть обращение Павловой Ю.П. о согласовании переустройства квартиры N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... " в соответствии с требованиями статей 26, 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда в части требования истца сохранить квартиру N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... " в переустроенном виде системы отопления по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба в этой части подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 января 2017 года в части отказа в признании незаконным решения администрации г. Чебоксары об отказе в согласовании переустройства квартиры N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... " отменить и принять в указанной части новое решение, которым:
- признать решение администрации г. Чебоксары от 05 мая 2016 года об отказе в согласовании переустройства квартиры N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... " незаконным, возложив на администрацию г. Чебоксары обязанность рассмотреть обращение Павловой Ю.П. о согласовании переустройства квартиры N " ... " в доме N " ... " по ул. " ... " в установленном законом порядке.
В остальной части апелляционную жалобу Павловой Ю.П. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 января 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Нестерова
Судьи Л.И. Стародубцева
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.