Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Нестеровой А.А., судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Гагариной Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Семеновой И.А., Семенова Р.В. к администрации Ленинского района г.Чебоксары, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту на приобретение жилого помещения и возложении обязанности предоставить социальную выплату, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации Ленинского района г.Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 февраля 2017 года, которым постановлено:
- признать решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от 20 мая 2016 года об отказе в предоставлении Семеновой И.А. социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы незаконным;
- обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы предоставить Семеновой И.А. социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту на приобретение жилого помещения по установленным нормам.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Семенова И.А., Семенов Р.В. обратились в суд с иском с учетом уточнений к администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании решения от 20 мая 2016 года в части отказа в выдаче свидетельства на социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы незаконным и возложении на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики обязанности предоставить социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту на приобретение жилья.
Требования мотивированы тем, что с 03 августа 2009 года семья Семеновых состоит в администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилья. Решением жилищной комиссии от 27 августа 2009 года их семья включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". В 2016 году Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики семья Семеновых включена в число претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации данной подпрограммы. Однако решением жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики их семья была исключена из указанного списка по тем мотивам, что жилое помещение приобретено по кредитному договору, заключенному после 01 января 2011 года. Истцы полагают, что данное решение является незаконным, поскольку истцами приобретена квартира на основании кредитного договора, заключенного 24 августа 2010 года с Банком ИТБ (ОАО). На данную квартиру было получено свидетельство о государственной регистрации права 27 августа 2010 года с указанием обременения: ипотека в силу закона. Кредитный договор, заключенный 29 мая 2013 года с "Газпромбанк" (Акционерное общество), является договором по рефинансированию ранее полученного кредита.
Истцы Семенова И.А., Семенов Р.В. в судебном заседании не присутствовали, реализовав свое право на участие в деле через представителя Подольскую О.А., которая исковые требования поддержала по изложенным основаниям, пояснив, что кредитный договор N " ... " от 24 августа 2010 года на покупку квартиры, расположенной по адресу: " ... ", был заключен с Банком ИТБ (ОАО) под залог данной квартиры. В 2013 году по договору с "Газпромбанк" (Акционерное общество) произошло рефинансирование данного кредитного договора с сохранением ипотеки в силу закона. Кредитный договор является действующим, задолженности по его выплате истцы не имеют, ранее социальную выплату не получали.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики Трифонова Т.Г. исковые требования не признала, пояснив, что кредитный договор с "Газпромбанк" (Акционерное общество) на покупку квартиры заключен 29 мая 2013 года, что не отвечало требованиям подпункта "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, действующим на момент принятия администрацией Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики решения об отказе в предоставлении Семеновой И.А. социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту на приобретение жилого помещения в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
Ответчик Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Судом постановленоуказанное выше решение, обжалованное ответчиком администрацией Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что кредитный договор N " ... " от 24 августа 2010 года на покупку квартиры, расположенной по адресу: " ... ", был исполнен в связи с полной оплатой заемных средств по данному обязательству путем рефинансирования кредита в 2013 году, то есть был оформлен новый кредитный договор N " ... " года 29 мая 2013 года с "Газпромбанк" (Акционерное общество) по программе "Рефинансирование единичного ипотечного кредита". Из буквального толкования пункта 2.2 данного договора следует, что кредит предоставляется на полное досрочное погашение основного долга по договору от 24 августа 2010 года с Банком ИТБ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики Трифоновой Т.Г., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя истца Семенова Р.В. - ПодольскойО.А., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истцов, поскольку они являются участниками Программы "Жилище", отвечают критериям, при наличии которых предоставляется социальная выплата и вышеуказанным Правилам. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы не содержит прямого запрета на рефинансирование (перекредитование) ранее выданных ипотечных кредитов на приобретение жилья для молодой семьи.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.
В силу подпунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 в рамках реализации указанной подпрограммы были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (пункт 1).
В связи с истечением срока действия Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" принята подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В настоящее время федеральная целевая программы "Жилище" действует в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
Основными целями и задачами подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, в отличие от ранее действовавшей Программы на 2002 - 2010 (действовали до 31 декабря 2010 года) возможность использования данной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам и займам на приобретение жилья, предоставленным молодым семьям - участникам подпрограммы, предусмотрена не была.
Такая возможность введена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575, которым пункт 2 Правил был дополнен подпунктом "е", предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации Правила дополнены пунктом 15(1), содержащим перечень документов, которые молодая семья должна подавать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно, а также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте "д" настоящего пункта (подпункты "д" и "е").
Таким образом в силу подпункта "г" пункта 2 Правил социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу подпункта "е" пункта 2 Правил, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" в подпункте "е" пункта 2 слова "полученным до 1 января 2011 г." исключены.
Судом установлено, что на основании постановления главы администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 августа 2009 года N " ... " семья Семеновых принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений.
Из уведомления администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 апреля 2016 года следует, что семья Семеновых включена в список семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
Из выписки из протокола N " ... " заседания Ленинской районной жилищной комиссии г. Чебоксары от 20 мая 2016 года следует, что Семеновой И.А. отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, поскольку не представлена справка кредитора о сумме остатка основного долга по ипотечному жилищному кредиту на приобретение жилого помещения, полученному до 1 января 2011 года.
Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 мая 2016 года N " ... " семья Семеновых исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жильем.
Из материалов дела видно, что 24 августа 2010 года между Семеновой И.А. (Покупатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Фирма "Старко" (Продавец) заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: " ... ". Согласно пункту 2.1. договора указанное жилое помещение приобретается за счет собственных средств и кредитных средств, предоставляемых Коммерческим банком "ИНВЕСТРАСТБАНК" (открытое акционерное общество) согласно кредитному договору N " ... " от 24 августа 2010 года.
25 августа 2010 года между Коммерческим банком "ИНВЕСТРАСТБАНК" (открытое акционерное общество) (Кредитор) и Семеновой И.А. (Заемщик) заключен кредитный договор N " ... ", по условиям которого заемщику предоставлен кредит в размере " ... " руб. сроком на 360 месяцев для приобретения квартиры, находящейся по адресу: " ... ".
27 августа 2010 года право собственности на квартиру по адресу: " ... ", зарегистрировано за Семеновой И.А.
29 мая 2013 года между "Газпромбанк" (открытое акционерное общество) (Кредитор) и Семеновой И.А. (Заемщик) заключен кредитный договор N " ... " по программе "Рефинансирование единичного ипотечного кредита", по условиям которого Кредитор предоставляет Заемщику кредит в размере " ... " по 25 мая 2028 года под залог (ипотеку) квартиры, расположенной по адресу: " ... ".
Согласно п. 2.2 кредитного договора кредит предоставляется на полное досрочное погашение основного долга по кредитному договору от 24 августа 2010 года N " ... ", заключенному заемщиком с Коммерческим банком Инвестрастбанк (открытое акционерное общество) (первичный кредитор). Полное досрочное погашение заемщиком основного долга по первичному кредитному договору производится в безналичном порядке путем перевода кредитором предоставленных кредитных средств по заявлению заемщика.
Таким образом, из кредитного договора следует, что он направлен на погашение ранее предоставленного семье кредита на приобретение жилья, что прямо отражено в тексте договора, следовательно, данные денежные средства, были направлены именно на улучшение жилищных условий молодой семьи, в связи с чем, оснований для отказа истцам в получении социальной выплаты, не имелось.
Доказательств в опровержение позиции истцов и выводов суда стороной ответчика представлено не было.
Таким образом, отказ ответчика, основанный на формальном исполнении пункта 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" не соответствует целям указанной подпрограммы.
При данных обстоятельствах суд верно признал принятое ответчиком решение об отказе в выдаче социальной выплаты молодой семье Семеновой И.А. незаконным и возложил на ответчика обязанность восстановить нарушенное право молодой семьи.
С учетом изложенного судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации Ленинского района г. Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 февраля 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Нестерова
Судьи Л.И. Стародубцева
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.