Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 21 февраля 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего судьи ФИО6,
судей ФИО5, Фомина М.В.,
с участием секретаря судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" на решение Кочубеевского районного суда от ДД.ММ.ГГ.
по административному иску ФИО к Министерству жилищно-коммунального хозяйства о признании незаконным ответа об отказе во включении в список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, признании незаконным бездействия Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" по не рассмотрению заявления, обязании устранить нарушение путем рассмотрения заявления,
заслушав доклад судьи ФИО5, выступления участников процесса, судебная коллегия,
установила:
ДД.ММ.ГГ. года ФИО обратился в суд с административным иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства "адрес" (Министерство), в котором просил признать незаконным отказ Министерства о включении его в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в "адрес", выраженный в письме от ДД.ММ.ГГ. года N ***** и обязать административного ответчика устранить нарушение его прав, свобод путем включения его в указанный список.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом по "адрес", на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ. года. Право собственности за ним зарегистрировано в УФСГР, кадастра и картографии по "адрес" ДД.ММ.ГГ. года. С момента приобретения дома он с семьей вселился и проживал в нем. ДД.ММ.ГГ. года в селе прошел ливневый дождь с градом и шквалистым ветром, происходило самоконтрольное стекание паводковых вод. В результате данной чрезвычайной ситуации принадлежащий ему дом был подтоплен паводковыми водами, вследствие подмыва фундамента дома в цоколе строения образовались сквозные трещины, на стенах дома также образовались трещины как продольные так и поперечные, трещины и зазоры образовались в местах соединения потолка со стенами дома. Указанное установлено актом обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГ. года. В результате постановлением администрации муниципального образования Ивановского сельсовета "адрес" N *** от ДД.ММ.ГГ. года жилой дом признан непригодным для проживания и выведен из жилищного фонда.
В связи с вышеизложенными событиями он обратился в Министерство с заявлением о включении его в список граждан, лишившихся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации. Однако ответом от ДД.ММ.ГГ. года ему отказано во включении в данный список со ссылкой на то обстоятельство, что принадлежащий ему жилой дом признан ветхим и непригодным для проживания из-за ветхости, а не вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГ. года.
Данный ответ он считает несостоятельным, поскольку в справке за подписями председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Кочубеевском муниципальном районе, а также главы муниципального сельсовета отражено, что существенный ущерб домовладению причинен в результате паводка, произошедшего ДД.ММ.ГГ. года и распоряжением N *** от ДД.ММ.ГГ. года комиссии предписывается провести осмотр принадлежащего ему жилого дома, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.
Впоследствии ФИО изменил заявленные в административном иске требования и просил признать незаконным отказ административного ответчика о включении его в список граждан, лишившихся единственного жилья в результате чрезвычайных ситуаций и обязать Министерство устранить нарушения его прав и свобод путем включения его в этот список (л.д. 33-36).
В следующих уточнениях заявленных требований ФИО4 просил признать незаконным отказ Министерства о включении его в указанный список, признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГ. года, обязать Министерство устранить нарушения путем рассмотрения заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГ. года N ****
Обжалуемым решением административный иск ФИО удовлетворен. Признан незаконным ответ об отказе Министерства ЖКХ СК о включении административного истца в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГ. года N ****. Признано незаконным бездействие Министерства ЖКХ СК, выразившееся в не рассмотрении заявления ДД.ММ.ГГ ... от ДД.ММ.ГГ. года. Суд обязал Министерство жилищно-коммунального хозяйства "адрес" рассмотреть заявление ФИО от ДД.ММ.ГГ. года в соответствии с требованиями приказа этого Министерства от ДД.ММ.ГГ. года N *** "О некоторых вопросах по реализации постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГ. года N-п "О мерах по реализации "адрес" "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны".
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства просит решение суда отменить полностью и прекратить производство по делу, так как суд рассмотрел в порядке КАС РФ требования ФИО4, которые должны рассматриваться в порядке ГПК РФ, поскольку в судебном заседании представитель административного истца уточнил в судебном заседании иск и просил приз0нать незаконным ответ об отказе, а не отказ Министерства о включении ФИО4 в список, т.е. фактически изменил предмет административного иска. Принимая решение о признании незаконным отказа Министерства во включении административного истца в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, выраженном в письме, поскольку такой ответ дан ФИО в соответствии с требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГ. года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан РФ". Таким образом, решение по заявлению административного истца о включении/отказе во включении его в список граждан в соответствии с Порядком не принималось. При принятии решения судом не приняты во внимание, что в Министерстве отсутствуют документы ФИО4, которые нужно рассмотреть, так как документы были возвращены ему. Суд сделал два взаимоисключающие вывода. Письмом от ДД.ММ.ГГ. фактически суд признал отказом Министерства о включении заявителя в список и при этом установилфактическое бездействие Министерства, выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО
В возражении на апелляционную жалобу ФИО. считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражении на нее, заслушав представителя административного ответчика ФИО поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного истца ФИО и его представителя ФИО возражавших в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований удовлетворению доводов жалобы не находит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, ФИО является собственником жилого дома N ** по "адрес", в котором постоянно проживает с января 2011 года. В результате ливневого дождя с градом "адрес" пострадало от паводковых вод. Причинен существенный ущерб домовладению административного истца. Здание специалистами ГО ЧС и представителями межведомственной комиссии признано непригодным для дальнейшей эксплуатации, представляет угрозу здоровью и безопасности людей в нем проживающих.
Отделом архитектуры и градостроительства администрации Кочубеевского муниципального района совместно с администрацией муниципального района Ивановского сельсовета проведено обследования домовладения ФИО и установлено, что в целом здание находится в неудовлетворительном состоянии, непригодно для эксплуатации.
Согласно заключению N от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии частное жилое помещение N по "адрес" в "адрес" является непригодным к дальнейшей эксплуатации и представляет угрозу здоровью и безопасности людей. Здание подлежит сносу и вывода его из эксплуатации.
Постановлением главы администрации МО Ивановский сельсовет "адрес" N *** от ДД.ММ.ГГ. года жилой дом административного истца признан ветхим и непригодным для проживания с исключением его из жилищного фонда.
Указанные обстоятельства установлены судом на основании представленных в материалы административного дела административным истцом надлежащих доказательств и не опровергнуты административным ответчиком.
ДД.ММ.ГГ. года ФИО. обратился в Министерство жилищно-коммунального хозяйства "адрес" с заявлением о включении его в список граждан, лишившихся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации, представив к заявлению документы на количестве 35, в соответствии с требованием Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам "адрес", лишившимся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, что подтверждается записью в журнале регистрации заявлений таких граждан.
Письмом от ДД.ММ.ГГ. года Министерство жилищно-коммунального хозяйства "адрес" отказано ФИО. во включении в указанный список, со ссылкой на то, что принадлежащий ему жилой дом признан ветхим и непригодным для проживания из-за ветхости, а не вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГ. года.
Разрешая заявленные в административном иске требования, и удовлетворяя их в полном объеме, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемый ответ Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" является незаконным, поскольку противоречит процедуре рассмотрения заявлений граждан, лишившимся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, установленной в Порядке формирования списка граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в "адрес", утвержденного приказом Министерства от ДД.ММ.ГГ. года N ***. Ответ в свободной форме, без соблюдения указанного Порядке, на может считаться надлежащими действиями административного ответчика по рассмотрению такой категории заявлений, на что указал суд в мотивировочной части решения, придя к выводу о том, что заявления ДД.ММ.ГГ. не рассмотрено в соответствии с действующим федеральным законодательством и указанными нормативными актами субъекта. Более того, в апелляционной жалобе сам административный ответчик указал на то, что решение в соответствии с Порядком не принималось. Поэтому доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными и удовлетворению не подлежат.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом незаконно рассмотрено данное административное дело в порядке КАС РФ, поскольку заявлены требования о включении ДД.ММ.ГГ. в список граждан, не влечет за собой отмену решения, поскольку судом рассмотрены требования, заявленные в административном иске, принятом к производству суда и соответствующем положениям ст. 125 КАС РФ. Измененные представителем административного истца требования, изложенные в протоколе судебного заседания исходя из теста данного протокола к рассмотрению суда не принимались и дело рассмотрено по первоначальным требованиям ДД.ММ.ГГ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в Министерстве отсутствуют документы ДД.ММ.ГГ. которые нужно рассмотреть, так как документы были возвращены ему, также не являются основанием к отмене решения суда, поскольку такое основание не предусмотрено в ст. 310 КАС РФ.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебным решением, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не влекут за собой отмену судебного постановления.
С учетом изложенного оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы и отмене судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия
определила:
решение Кочубеевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.