Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 04 апреля 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам "адрес"вого суда в составе : председательствующего ФИО2,
судей ФИО8, ФИО3,
с участием секретаря судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ******** на решение Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
по административному делу по административному исковому заявлению ******** к Государственной инспекции труда о признании незаконным бездействий ГИТ по СК,
заслушав доклад судьи ФИО8, выступления участников процесса, судебная коллегия,
установила:
********** обратилась в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в "адрес" о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившееся в не предоставлении ответа на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок, нарушении срока рассмотрения ее обращения, поступившего по средствам электронного сервиса, не проведении проверки, не предъявлении обязательного для исполнения предписания об устранении нарушенного права работника, привлечении виновных лиц к ответственности и обязании Государственной инспекции по труду в "адрес" устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований ФИО5 сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ через электронный сервис "Онлайн инспекция" обратилась в Государственную инспекцию труда в "адрес" с жалобой на неправомерные действия работодателя по привлечению ее к дисциплинарной ответственности. Срок рассмотрения обращений, поступивших посредством электронного сервиса не должен превышать 15 календарных дней. Однако, в нарушение п. 3 Порядка рассмотрения писем и обращений граждан и организации личного приема, утвержденной приказом руководителя Государственной инспекции труда в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ***, ее обращение не было рассмотрено в указанный срок. После неоднократных обращений к инспектору труда **********, ДД.ММ.ГГГГ им был дан ответ, о том, что установлены нарушения Трудового законодательства, однако основания для выдачи предписания отсутствуют, так как Арзгирским районным судом СК принято к производству ее исковое заявление по тому же предмету, что и обращение в Государственной инспекции труда в "адрес". Данный ответ считает незаконным и необоснованным, нарушающим нормы Трудового Кодекса РФ, регулирующего деятельность инспекции по труду.
Обжалуемым решением в удовлетворении административного искового заявления ******* отказано.
В апелляционной жалобе ********** просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные ее требования, ссылаясь на то, что судом неправильно истолкован закон, без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Выводы суда не соответствуют фактически обстоятельствам дела. Судом неправильно истолкованы положения ст. 357 Трудового кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ работодателем - МБОУ СОШ N "адрес" СК издан приказ N ** о привлечении ******* к дисциплинарной ответственности. При этом, работодателем нарушен срок привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренный ст. 193 ТК РФ, что является очевидным нарушением и бесспорным основанием для отмены данного приказа. ********** обратилась с жалобой в надзорный орган, указав на данный факт. Сроки рассмотрения обращения Государственной инспекцией труда в "адрес" были нарушены, что установлено судом в ходе судебного разбирательства. ДД.ММ.ГГГГ ******** получено письмо за подписью инспектора Государственной инспекции труда в "адрес" ***********. Таким образом, ответ по факту очевидного нарушения трудового законодательства работодателем, ответчиком ей не был предоставлен в установленные законом сроки, а был предоставлен спустя более двух месяцев. Из указанного письма следует, что ответчиком признан факт очевидного нарушения трудового законодательства, однако предписание об отмене приказа работодателю не выдано и по данному факту работодатель не привлечен к административной ответственности за неоднократное нарушения ТК РФ. В нарушение требований ч. 8 ст. 84 КАС РФ судом не дана оценка этому доказательству и не указаны мотивы, по которым суд его отверг. Решением Арзгирского районного суда от 22.11. 2016 также установлено нарушение срока привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренного ст. 193 ТК РФ, однако и это обстоятельство проигнорировано судьей. Таким образом, ответчиком нарушен срок рассмотрения обращения и допущено бездействие, которое породило безнаказанность работодателя и повлекло дальнейшее нарушение трудовых прав работодателем в виде неоднократного незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности, увольнению.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Административный ответчик - Государственная инспекция труда в "адрес", заинтересованное лицо - муниципальное бюджетное учреждение средняя образовательная школа N "адрес" не явились, извещены надлежащим образом о дате месте времени судебного заседания. От директора МБОУ СОШ N поступило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствии представителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав административного истца ***********., представителя административного ответчика - адвоката ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к удовлетворению доводов жалобы не находит по следующим основаниям.
Как следует из материалов административного дела ДД.ММ.ГГГГ ******** через электронный сервис "Онлайн инспекция" обратилась в Государственную инспекцию труда в "адрес" с жалобой на неправомерные действия работодателя по привлечению ее к дисциплинарной ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ заявление зарегистрировано и передано ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ госинспектору труда ******** поручено провести проверку по вопросам, изложенным в обращении *************.
ДД.ММ.ГГГГ госинспектором ФИО7 в адрес ******** направлен промежуточный ответ на ее обращение, в котором заявитель проинформирован о запросе у работодателя документов и информации, необходимых для проведения проверки.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о том, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ N о применении к ********** дисциплинарного взыскания издан с нарушением сроков, установленных ст. 193 Трудового Кодекса РФ.
Кроме того, инспектором Государственной инспекции труда в "адрес" ******* в ходе проверки установлено, что по фактам, указанным в обращении в инспекцию, в суде на рассмотрении находится иск *******.
Как установлено судом первой инстанции, итоговый ответ на обращение ******* дан ей государственным инспектором Государственной инспекции труда в "адрес" с нарушением срока рассмотрения обращения.
Вместе с тем, установив данное обстоятельство, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных в административном иске требований, правильно сослался на то, что удовлетворение судом административного иска в части признания незаконным действий (бездействия) должностного лица, не приведет к восстановлению прав административного истца, поскольку нарушенные трудовые права ****** уже восстановлены решением Арзгирского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано незаконным применение ************* дисциплинарного взыскания в виде замечания, наложенного приказом директора школы N ** от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный вывод суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, является правильным, основанным на представленных суду доказательствах, фактических обстоятельств по делу, которые свидетельствуют о том, что действия госинспектора Государственной инспекции труда в "адрес", разъяснившего заявителю *********** в своем ответе на ее электронное обращение положения ст. ст. 356, 357 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Трудовые споры рассматриваются в рамках ст. ст. 381 - 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ *********** направлено заявление в Государственной инспекции труда в "адрес", а ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в иском в суд об обжаловании того же дисциплинарного взыскания, и указанные обстоятельства были установлены в период проведения проверки госинспектором ФИО7, то суд правильно пришел к выводу о том, что в указанном случае инспектор Государственной инспекции труда в "адрес" не был наделен правом выдачи предписания по вопросам, находящимся на рассмотрении суда.
С учетом изложенного оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы и отмене судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы административного истца ********** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.