Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 января 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Сицинской О.В.,
судей Фомина М.В. и Строчкиной Е.А.
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бородина Е.К., Бирюкова А. А. к Управлению Росреестра по Ставропольскому краю о признании незаконными регистрационных действий,
по апелляционной жалобе административных истцов Бородина Е.К., Бирюкова А. А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 6 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В., судебная коллегия
установила:
Бородин Е.К., Бирюков А.А. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривали законность действий Управления Росреестра по Ставропольскому краю по регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами 26:12:030212:599, площадью 615 кв.м., 26:12:030212:687, площадью 398 кв.м., расположенных по адресу: г. Ставрополь, в районе нежилого здания N 9 по ул. Маяковского в квартале 117, возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указали на то, что земельные участки образованы за счет раздела участка с кадастровым номером 26:12:030212:599, площадью 1013 кв.м., расположенного на земельном участке, предоставленном решением горисполкома Ставропольского городского Совета народных депутатов от 21.07.1987 года N 587 детскому саду-яслям N 3. Регистрационные действия произведены ответчиком с нарушением требований ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в отсутствие соответствующего постановления органа местного самоуправления, нарушают права административных истцов на пользование придомовой территорией ул. Ленина, 200 и Маяковского, 1 в результате строительства на ней многоквартирного дома.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 6 сентября 2016 года в удовлетворении административных исковых требований Бородину Е.К., Бирюкову А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Бородин Е.К., Бирюков А.А. просят состоявшееся по делу решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывают на рассмотрение дела в отсутствие Бородина Е.К., не явившегося в суд по уважительной причине (в связи с занятостью в другом судебном разбирательстве), представителя заинтересованного лица комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, принятие решения без исследования доказательств, имеющих значение для полного и всестороннего разрешения дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неприменение норм материального права, регулирующих спорных правоотношения.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Административные истцы на заседании судебной коллегии на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
С учетом мнения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из представленных административным ответчиком в суд материалов дел правоустанавливающих документов (л.д. 16-63) следует, что 24.10.2013 года Управлением Росреестра по Ставропольскому краю была осуществлена государственная регистрация договора аренды N 2499 от 09.09.2013 года земельного участка с кадастровым номером 26:12:030212:599, площадью 1013 кв.м., назначением: земли населенных пунктов - для размещения гостевой автостоянки (без права капитального строительства), расположенного в районе нежилого здания N 9 по ул. Маяковского, в квартале 117 г. Ставрополя, заключенного между комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (арендодатель) и ОАО "Ставропольгоргаз" (арендатор).
На государственную регистрацию было представлено, в частности, постановление администрации г. Ставрополя от 04.07.2013 года N 2258, на основании которого был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 26:12:030212:22, площадью 1640 кв.м., по улице Маяковского, 7 в квартале 117, с видом разрешенного использования - для завершения проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями, категория земель - земли населенных пунктов, на два самостоятельных земельных участка: площадью 627 кв.м., с кадастровым номером 26:12:030212:600 и площадью 1013 кв.м., с кадастровым номером 26:12:030212:599.
В соответствии с тем же постановлением был изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 627 кв.м., с кадастровым номером 26:12:030212:600 - для завершения проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями - на использование под детским дошкольным учреждением (без права капитального строительства), который предоставлен в бессрочное пользование МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N3 "Ромашка" города Ставрополя в постоянное бессрочное пользование (п.4).
Согласно пункту 7 того же постановления изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 1013 кв.м. с кадастровым номером 26:12:030212:599 - для завершения проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями - на использование для размещения гостевой автостоянки (без права капитального строительства), который был предоставлен в соответствии с переданным на регистрацию договором ОАО "Ставропольгоргаз" в аренду сроком на 5 лет (до 03.07.2018 года).
Постановление администрации от 04.07.2013 года N 2258 в порядке, установленном законом, оспорено не было, вступило в законную силу и явилось основанием для постановки земельных участков площадью 627 кв.м., с кадастровым номером 26:12:030212:600 и площадью 1013 кв.м., с кадастровым номером 26:12:030212:599, на кадастровый учет, а в последствии и внесения сведений в ЕГРП.
Распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя, руководителя комитета градостроительства от 19.02.2015 года N 108-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории: категория земель - земли населенных пунктов; кадастровый квартал - 26:12:030212; кадастровый номер исходного земельного участка - 26:12:030212:599, территориальная зона - Ж-1 "Зона многоэтажной жилой застройки (4-9 этажей)"; вид разрешенного использования земельного участка - для размещения гостевой автостоянки (без права капитального строительства), площадью 398 кв.м., с сохранением исходного земельного участка в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации). Земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 26:12:030212:687 и предоставлен ОАО "Ставропольгоргаз" в аренду на основании договора от 17.04.2015 года N 4718, зарегистрированного Управлением Росреестра по Ставропольскому краю 20.08.2015 года.
В соответствии с пунктом 6 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одновременно с этим была осуществлена государственная регистрация соглашения о расторжении договора аренды исходного участка N 2499 от 09.09.2013 года, о чем 18.08.2015 года в ЕГРП внесена соответствующая запись.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Абзацем десятым пункта 1 статьи 20 этого же Федерального закона предписано, что в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с этим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отказывая в удовлетворении требований Бородину Е.К., Бирюкову А.А., суд первой инстанции исходил из того, что Управление Росреестра по Ставропольскому краю действовало в рамках предоставленных ему Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" полномочий. Принятые в установленном законом порядке постановление администрации г. Ставрополя от 04.07.2013 года N 2258 об образовании земельного участка с кадастровым номером 26:12:030212:599 площадью 1013 кв.м., утвержденная распоряжением уполномоченного органа 19.02.2015 года N 108-р схема расположения выделяемого из него земельного участка, площадью 398 кв.м. в установленном законом порядке недействительными или незаконными не признавались, а потому являлись законным основанием для постановки земельных участков на кадастровый учет и внесения сведений в ЕГРП. При наличии данных документов оснований для отказа в государственной регистрации прав у административного ответчика не имелось.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда, основанными на правильном толковании норм материального права.
Согласно части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом всех обстоятельств дела и исследованных в судебном заседании доказательств, суд первой инстанции правильно установилфактические обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о законности оспариваемых регистрационных действий как соответствующих закону и не нарушающих прав и интересов истцов.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Утверждение Бородина Е.К. и Бирюкова А.А. об отсутствии предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" оснований для совершения регистрационных действий не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, а доводы истцов в апелляционной жалобе о незаконности утвержденной 19.02.2015 года схемы расположения земельного участка, площадью 398 кв.м., были предметом судебной оценки при разрешении заявленных Бородиным Е.К. и Бирюковым А.А. по иным основаниям требований к Управлению Росреестра по Ставропольскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконными действий. Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 21.09.2016 года об отказе в удовлетворении требований оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22.11.2016 года (л.д. 193-198).
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 КАС РФ основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Вопреки доводам заявителей жалобы, истцы, будучи надлежащим образом и своевременно извещенными о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 158 - 162), об уважительных причинах своей неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем, суд вправе был рассмотреть дело в их отсутствие на основании частей 2, 6, 7 статьи 150 КАС РФ. Ссылка в жалобе на ненадлежащее извещение заинтересованного лица комитета градостроительства г. Ставрополя несостоятельна, поскольку в материалах дела имеются такие сведения, обратное объективными доказательствами не подтверждено. Возражений относительно рассмотрения данного дела в свое отсутствие от представителя комитета в ходе судебного разбирательства в судебную коллегию не поступило, решение им не оспорено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, имеющихся в деле.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 6 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.