председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием : представителя административного истца - Общества с ограниченной ответственностью "Нартекс" по доверенности ФИО4,
представителя заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации "адрес" ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Нартекс" к Администрации "адрес", Министерству имущественных отношений "адрес", Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому карюю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нартекс" (Общество) обратилось в "адрес"вой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:011001:121, с назначением - земли населенных пунктов, разрешенное использование : для проектирования и строительства бизнес-центра, общей площадью 3824 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", в квартале 521, в размере его рыночной стоимости - 3881000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что является арендатором указанного земельного участка по договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке расположен незавершенный строительством объект 96% готовности лит. А, принадлежащий Обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 26:12:011001:121 кадастровая стоимость земельного участка составляет 26263346,72 руб. Данная кадастровая стоимость не соответствует его фактической рыночной стоимости и нарушает право административного истца как плательщика арендной платы за данный земельный участок.
Согласно независимой оценке, выполненной ООО " ФИО2 партнер", рыночная стоимость земельного участка определена в размере 3881000 рублей. По итогам проведения экспертизы Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация ФИО2 " ФИО2" отчеты об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам.
В порядке досудебного урегулирования спора Общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес". Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ заявление административного истца отклонено.
Согласно ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В судебное заседание не явились представители административных ответчиков - Администрации "адрес", Министерства имущественных отношений "адрес", Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес".
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд , с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание административных ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 уточнил заявленные в административном иске требования, с учетом выводов первичной судебной оценочной экспертизы, и просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости - 14501000 рублей.
Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации "адрес" ФИО5 просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, полагала, что оснований к уменьшению кадастровой стоимости земельных участков, указанных в административном иске, не имеется.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:011001:121 согласно выводам повторной судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
В силу ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, п. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями ст. 24.18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Пункт 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией "адрес" и ООО "Нартекс" заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:011001:121, расположенный в "адрес", в квартале 521, для проектирования и строительства бизнес-центра. Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 20-24). Данный договор аренды N зарегистрирован в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приложением N к договору аренды расчет арендной платы осуществляется с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (т. 1 л.д. 25).
Приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в "адрес"" утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая в соответствии с кадастровой справкой от ДД.ММ.ГГГГ составила - 26263346,72 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 18).
Согласно отчета N об оценке рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов для проектирования и строительства бизнес-центра, кадастровый N, общей площадью 3824 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", в квартале 521, составленного ООО " ФИО2 партнер" ДД.ММ.ГГГГ, итоговая величина рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 3881000 рублей (т. 1 л.д. 32-116).
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение ФИО2 N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности (т. 1 л.д. 117-140).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, заявление ООО "Нартекс", поступившее в комиссию ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:011001:121, отклонено в связи с тем, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и установленным федеральным стандартам (т. 1 л.д. 29-30).
По ходатайству административного истца судом назначена и проведена судебная оценочная экспертиза. По заключению судебной экспертизы N-Э от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной экспертом Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения "Северо-Кавказский федеральный университет", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:011001:121, расположенного по адресу : "адрес" в квартале 521, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила - 14501000 рублей (т. 1 л.д. 187-249).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному административному делу назначена повторная оценочная экспертиза (т. 2 л.д. 49).
По заключению повторной оценочной экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной экспертом ФБУ Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:011001:121 составила - 21655000 рублей (т. 2 л.д. 55-89).
Согласно ч. 13 ст. 49 КАС РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (п. 8 ст. 82 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что заключение повторной оценочной экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется. Поэтому ходатайство представителя административного истца о назначении повторной судебной оценочной экспертизы по данному административному делу судом отклонено.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:011001:121 в размере 21655000 рублей.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению повторной судебной оценочной экспертизы не имеется.
Выводы, содержащиеся в отчете N N об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:011001:121, опровергаются заключением повторной судебной оценочной экспертизы.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем отражено в заключении повторной судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:011001:121 в размере его рыночной стоимости, установленной повторной судебной оценочной экспертизой.
В краевой суд одновременно с экспертным заключением ФБУ Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации поступило ходатайство о взыскании судебных расходов по оплате проведенной экспертизы, которое суд считает подлежащим удовлетворению как в связи с тем, что определением суда о назначении повторной судебной оценочной экспертизы оплата за проведение экспертизы возложена на административного истца, так и потому, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из системного толкования положений ст. 114, ч. 5 ст. 247, п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.
Обязанность доказывания оснований, указанных в ст. 248 КАС РФ, лежит на административном ситце, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной спорных земельных участков, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Нартекс" к Администрации "адрес", Министерству имущественных отношений "адрес", Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому карюю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:011001:121, с назначением - земли населенных пунктов, разрешенное использование : для проектирования и строительства бизнес-центра, общей площадью 3824 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", в квартале 521, в размере его рыночной стоимости - 21655 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 26:12:011001:121, с назначением - земли населенных пунктов, разрешенное использование : для проектирования и строительства бизнес-центра, общей площадью 3824 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", в квартале 521.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения ООО "Нартекс" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Нартекс" в пользу Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации стоимость проведенной судебной оценочной экспертизы в размере 30800 рублей путем перечисления на банковские реквизиты :
Федеральное бюджетное учреждение Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации
ИНН 2634010500 КПП 263601001
УФК по "адрес" (2133 ФБУ Северо-Кавказский
РЦСЭ Минюста России л/с 20216Ц07750)
Отделение Ставрополь "адрес"
р/сч. N
БИК 040702001
КБК 00 N, п. 1 Доп.318/123/01 от 05.12.11г. к разрешению 318/123 от 01.12.2010г.,в т.ч.НДС-18%
ОКТМО 07701000, ОГРН 1022601984250
Почтовый адрес : 355026, "адрес".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в судебную коллегию по административным делам "адрес"вого суда.
Судья Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.