председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по "адрес", Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по "адрес", Министерству имущественных отношений "адрес" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ФИО2 обратился в "адрес"вой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:31:010216:62, с назначением - земли населенных пунктов, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, площадью 3656 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", в размере его рыночной стоимости - 2040000 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что указанный земельный участок принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ серия 26-АЗ 208240.
Приказом Министерства имущественных отношений "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 8012672, 40 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровой справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
Данная кадастровая стоимость не соответствует его фактической рыночной стоимости и нарушает право административного истца как плательщика налоговых платежей.
Согласно независимой оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной ООО "Оценка-ЮГ", рыночная стоимость земельного участка определена в размере 2040000 рублей. На данный отчет получено положительное заключение саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации "Межрегиональный Союз оценщиков", согласно которого отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам.
Административный истец ДД.ММ.ГГГГ в добровольном порядке обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес". Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ заявление административного истца об изменении кадастровой стоимости земельного участка отклонено.
Согласно ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации физическое лицо вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности. В данном случае административный истец считает, что завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу. Поэтому права административного истца нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.
В судебное заседание не явились представители административных ответчиков : ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по "адрес", Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по "адрес", Министерства имущественных отношений "адрес", заинтересованное лицо - администрация "адрес".
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд , с учетом мнения лица, участвующего в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание административных ответчиков, заинтересованного лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании административный истец ФИО2 уточнил заявленные в административном иске требования, с учетом выводов судебной оценочной экспертизы просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости - 5685080 рублей.
В письменном возражении на административный иск Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" просило в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, полагая, что оснований к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, указанного в административном иске, не имеется.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:31:010216:62 в размере, указанном в заключении судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
В силу ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для налоговых платежей за земельный участок, находящийся в собственности физических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, п. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями ст. 24.18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Пункт 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Из материалов административного дела следует, что административный истец ФИО2 является собственником земельного участка, назначение : земли населенных пунктов - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, площадью 3656 кв.м., адрес (местоположение) : "адрес" (л.д. 10).
Приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в "адрес"" утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая в соответствии с кадастровой справкой от ДД.ММ.ГГГГ составила - 8012672,40 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Согласно отчета N об определении рыночной стоимости объекта оценки - застроенного земельного участка площадью 3656 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", составленного ООО "Оценка-Юг" ДД.ММ.ГГГГ, итоговая величина рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оцениваемого земельного участка составила - 2040000 рублей (л.д. 14-46).
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков "Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" N, согласно выводам которого отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности (л.д. 47-67).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ, заявление ФИО2, поступившее в комиссию ДД.ММ.ГГГГ, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:31:010216:62, с назначением - земли населенных пунктов, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, площадью 3656 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", отклонено в связи с тем, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и установленным федеральным стандартам (л.д. 176-179).
По ходатайству административного истца судом назначена и проведена судебная оценочная экспертиза. По заключению судебной экспертизы N/ЭО-17 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной экспертом ООО Центр судебных экспертиз "ЭКСПЕРТ-ПРОФИ", отчет N об определении рыночной стоимости оцениваемого земельного участка, находящегося в собственности административного истца, не соответствует требованиям федеральных стандартов оценки, в нем допущены ошибки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:31:010216:62 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена экспертом в размере 5685 080 рублей (л.д. 92-152).
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (п. 8 ст. 82 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы N/ЭО-17 от ДД.ММ.ГГГГ подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется. Поэтому ходатайство представителя административного истца о назначении повторной судебной оценочной экспертизы по данному административному делу судом отклонено.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:31:010216:62 в размере 5685080 рублей.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению повторной судебной оценочной экспертизы не имеется.
Выводы, содержащиеся в отчете N об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:31:010216:62, опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем отражено в заключении повторной судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 26:31:010216:62 в размере его рыночной стоимости, установленной судебной оценочной экспертизой.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования ФИО2 к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по "адрес", Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по "адрес", Министерству имущественных отношений "адрес" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:31:010216:62, с назначением - земли населенных пунктов, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, площадью 3656 кв.м., расположенного по адресу : "адрес", в размере его рыночной стоимости - 5685080 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 26:31:010216:62, с назначением - земли населенных пунктов, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, площадью 3656 кв.м., расположенного по адресу : "адрес".
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения ФИО2 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам "адрес"вого суда.
Судья Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.