председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием : представителя административного истца - Открытого акционерного общества "Проммонтаж" по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества "Проммонтаж" к Министерству имущественных отношений "адрес", филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по "адрес", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
установил:
Открытое акционерное общество "Проммонтаж" обратилось в "адрес"вой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:23, площадью 12953 кв.м., категория : земли населенных пунктов - под промышленными объектами (лит. "Б" - учрежденческое), адрес (местоположение) : "адрес", пер. Прикумский, "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равной его рыночной стоимости в размере 6235000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что является собственником указанного земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в "адрес"" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:23 установлена в размере 30238519,44 руб., что подтверждается кадастровой справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 и 5 ст. 65 Земельного Кодекса РФ, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового Кодекса РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается прежде всего для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).
Административный истец считает, что кадастровая стоимость находящегося в его собственности земельного участка не соответствует его фактической рыночной стоимости и нарушает право административного истца как плательщика налога за данный земельный участок.
Согласно независимой оценке, проведенной оценщиком ФИО3, рыночная стоимость оцениваемого земельного участка определена в размере 6235 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. По итогам проведения экспертизы Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" N ЭП-190916-РВ от 11.10.ж2016 года отчет N КС 024/2016 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требования закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам.
В порядке досудебного урегулирования спора Общество ДД.ММ.ГГГГ обращалось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес". Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ заявление административного истца отклонено.
Согласно ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В судебное заседание не явились представители : административных ответчиков - Министерства имущественных отношений "адрес", Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по "адрес", заинтересованного лица - администрации "адрес", извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. От Министерства имущественных отношений "адрес" поступило ходатайство о рассмотрении данного административного дела в отсутствии представителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд , с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание административных ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 уточнила заявленные в административном иске требования, с учетом выводов судебной оценочной экспертизы просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости - 12 733959, 00 руб.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:23 согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
В силу ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, п. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями ст. 24.18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Пункт 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из материалов административного дела следует, что на основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО "Проммонтаж" на праве собственности N от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:23, назначение : земельный участок - под промышленными объектами (лит. "Б" - учрежденческое), площадью 12953 кв.м., адрес (местоположение) : "адрес", пер. Прикумский, "адрес". Право собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
Приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в "адрес"" утверждена кадастровая стоимость указанного в административном иске земельного участка, которая в соответствии с кадастровой справкой от ДД.ММ.ГГГГ составила - 30238519,44 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
Согласно отчета об оценке N КС 024/2016 от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости земельного участка, кадастровый N, категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование : для использования под промышленными объектами (лит. "Б" - учрежденческое), расположенного по адресу : "адрес", пер. Прикумский, 5 итоговая величина рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила - 6235000 руб. (л.д. 22-103).
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" N ЭП-190916-РВ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности (104 -113).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, заявление Общества, поступившее в комиссию ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:23, отклонено в связи с тем, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и установленным федеральным стандартам (т. 1 л.д. 29-30).
По ходатайству представителя административного истца судом назначена и проведена судебная оценочная экспертиза. По заключению судебного эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной экспертом ООО "РусОценка-СК", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:23, категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование : для использования под промышленными объектами (лит. "Б" - учрежденческое), расположенного по адресу : "адрес", пер. Прикумский, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила - 12733959,00 руб. (л.д. 140-166).
Согласно ч. 13 ст. 49 КАС РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (п. 8 ст. 82 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что заключение судебной оценочной экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Экспертом проведена проверка соответствия отчета об оценке и выполненной оценки общим требованиям законодательства об оценочной деятельности, описаны применяемые при экспертизе подходы и методы оценки, указаны количественные и качественные характеристики объекта исследования, произведен анализ рынка объекта исследования, фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков, подобраны и описаны аналоги для объектов исследования.
Как видно из экспертного заключения, скриншоты объявлений об объектах-аналогах, указанных в заключении экспертизы, соответствуют данным объектов-аналогов, приведенных экспертом в таблице 6 определения рыночной стоимости объекта исследования. Все 4 объекта аналога находятся в "адрес", 3 объекта-аналога совпадают с оцениваемым объектом по имущественным правам, все объекты-аналоги - по категории земель, поэтому экспертом применены корректировки на имущественные права, общую площадь и уторгование.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:011001:121 в размере 12 733959 рублей.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы не имеется.
В выводах эксперта указано, что отчет об оценке N КС 024/2016 от ДД.ММ.ГГГГ рыночной стоимости земельного участка административного истца, не соответствует требованиям федеральных стандартов оценки. Данный отчет опровергается заключением судебной оценочной экспертизы.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
Доводы возражения административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" об отсутствии оснований к определению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поскольку правовых оснований к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка административного истца не имеется. Общество обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" и в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Комиссия отказала.
В силу положений Земельного Кодекса Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов оценки для целей налогообложения и изменения рассчитываемых в зависимости от кадастровой стоимости размера арендных платежей, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий, ограничивающих право физических и юридических лиц на установление рыночной стоимости объектов в зависимости от обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо размера арендных платежей или налоговых платежей, поступающих в соответствующий бюджет.
С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:23 в размере его рыночной стоимости, установленной судебной оценочной экспертизой.
В краевой суд одновременно с экспертным заключением ООО "РусОценка-СК" поступило ходатайство о взыскании судебных расходов по оплате проведенной Обществом экспертизы, которое суд считает подлежащим удовлетворению как в связи с тем, что определением суда о назначении повторной судебной оценочной экспертизы оплата за проведение экспертизы возложена на административного истца, так и потому, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из системного толкования положений ст. 114, ч. 5 ст. 247, п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.
Обязанность доказывания оснований, указанных в ст. 248 КАС РФ, лежит на административном ситце, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной спорных земельных участков, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Открытого акционерного общества "Проммонтаж" к Министерству имущественных отношений "адрес", филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по "адрес", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:23, площадью 12953 кв.м., категория : земли населенных пунктов - под промышленными объектами (лит. "Б" - учрежденческое), адрес (местоположение) : "адрес", пер. Прикумский, "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равной его рыночной стоимости в размере 12733959,00 рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 26:12:022504:23, адрес (местоположение) : "адрес", пер. Прикумский, "адрес".
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения ОАО "Проммонтаж" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Проммонтаж" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "РусОценка-СК" стоимость проведенной судебной оценочной экспертизы в размере 50000 руб. путем перечисления на банковские реквизиты :
Общество с ограниченной ответственностью "РусОценка-СК"
ООО "РусОценка-СК"
ИНН 2635128938 КПП 263501001
ОГРН1092635012788 от 09.11.2009г.
ОКПО 62629429 ОКАТО 07401000000
ОКВЭД: 74.14
Адрес: 355029, РФ, "адрес", офис 307
Тел. (факс) (8-8652)-56-05-96
р/с 40 NЮжный филиал ПАО РОСБАНК (ИНН7730060164; КПП616743001) 344019г. Ростов-на-Дону, "адрес"/с 30 N, БИК 046015239
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в судебную коллегию по административным делам "адрес"вого суда.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.