председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием : представителя административного истца - Общества с ограниченной ответственностью "Лег-2015" по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лег-2014" к Министерству имущественных отношений "адрес", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по "адрес" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ООО "Лег-2014" обратилось в "адрес"вой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости находящегося в собственности земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:807, категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование под объектами производственного назначения, адрес (местоположение) : "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равной его рыночной стоимости в размере 13539100 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что является собственником указанного земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:807. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка составила 64311572,20 руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ. Данная кадастровая стоимость не соответствует его фактической рыночной стоимости и нарушает право административного истца как плательщика налоговых платежей.
В соответствии с отчетом N КС 316/2016 от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:807, рыночная стоимость определена в размере 13539 100 рублей. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная актом от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ превышает его рыночную стоимость более чем в 4,75 раз или на 79%.
Указанный отчет получил положительное экспертное заключение N ЭП-130916-3-РВ от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам.
В порядке досудебного урегулирования спора Общество обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес". Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ заявление административного истца об изменении кадастровой стоимости оцениваемого объекта недвижимости отклонено.
Согласно ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В судебное заседание не явились представители административных ответчиков : Министерства имущественных отношений "адрес", Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по "адрес", заинтересованных лиц : Администрация "адрес", Комитета по управлению муниципальным имуществом "адрес".
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд , с учетом мнения лица, участвующего в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание административных ответчиков, заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 уточнил заявленные в административном иске требования, с учетом выводов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, и просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере - 23112 000 рублей.
В письменных возражениях на административный иск Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" просит в удовлетворении заявленных ООО "Лег-2014" требованиях отказать, ссылаясь на отсутствие оснований к определению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка административного истца. Кроме того, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Обществу отказано.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и установлении кадастровой стоимости оцениваемого земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:807 в размере его рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
В силу ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, п. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями ст. 24.18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Пункт 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Из материалов административного дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:010201:807, назначение : земли населенных пунктов - под объектами производственного назначения, площадью 29105 кв.м., адрес (местоположение) : "адрес", находится в собственности у ООО "Лег-2014" на основании соглашения о разделе земельного участка и прекращении права общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности за Обществом зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью о регистрации N (л.д. 13).
Приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в "адрес"" утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая в соответствии с кадастровой справкой от ДД.ММ.ГГГГ составила - 64311572,20 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 26:12:010201:807 следует, что данный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объектами производственного назначения (л.д. 17-18).
Согласно отчета об оценке N КС 316/2016 от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:807, категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование : под объектами производственного назначения, расположенного по адрес : местоположение установлено относительно здания, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира : "адрес", итоговая величина рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 13539 100 руб. (л.д. 20-103).
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный Совет" N ЭП-130916-3-РВ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности ( л.д. 104-113).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, заявление ООО "Лег-2014", поступившее в комиссию ДД.ММ.ГГГГ, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:807, отклонено в связи с тем, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и установленным федеральным стандартам (л.д. 114-116).
По ходатайству административного истца судом назначена и проведена судебная оценочная экспертиза. По заключению судебной экспертизы N-Э от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной экспертом ООО "ТАИС", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:807, расположенного по адресу : "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила - 23112000 руб. (л.д. 154-215).
Согласно ч. 13 ст. 49 КАС РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (п. 8 ст. 82 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы N-Э от ДД.ММ.ГГГГ подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:807 в размере 23112000 рублей, поскольку приведенные в заключении оценочной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждаются собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению повторной судебной оценочной экспертизы не имеется.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем отражено в заключении повторной судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
Доводы возражения административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" - об отсутствии оснований к определению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поскольку правовых оснований к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка административного истца не имеется и решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Обществу отказано, по мнению суда являются несостоятельными и не подлежат удовлетворению.
В силу положений Земельного Кодекса Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов оценки для целей налогообложения и изменения рассчитываемых в зависимости от кадастровой стоимости размера арендных платежей, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий, ограничивающих право физических и юридических лиц на установление рыночной стоимости объектов в зависимости от обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо размера арендных платежей или налоговых платежей, поступающих в соответствующий бюджет.
С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:807 в размере его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Поскольку датой обращения ООО "Лег-2014" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" является ДД.ММ.ГГГГ, то датой подачи заявления считается дата обращения Общества в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В краевой суд одновременно с экспертным заключением ООО "ТАИС" поступило ходатайство о взыскании судебных расходов по оплате проведенной экспертизы, которое суд считает подлежащим удовлетворению как в связи с тем, что определением суда о назначении повторной судебной оценочной экспертизы оплата за проведение экспертизы возложена на административного истца, так и потому, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из системного толкования положений ст. 114, ч. 5 ст. 247, п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.
Обязанность доказывания оснований, указанных в ст. 248 КАС РФ, лежит на административном ситце, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной спорных земельных участков, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Лег-2014" к Министерству имущественных отношений "адрес", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по "адрес" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:807, категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование под объектами производственного назначения, адрес (местоположение) : "адрес", в размере его рыночной стоимости - 23112000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:807.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения ООО "Лег-2014" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Лег-2014" в пользу ООО "ТАИС" стоимость проведенной судебной оценочной экспертизы в размере 30000 рублей путем перечисления на банковские реквизиты : Наименование: Общество с ограниченной ответственностью "ТАИС"
Адрес: 355000, "адрес"
тел: (8652) 37-23-13,37-23-15 ОГРН1022601988342 ОКПО 57144434, ОКАТО 07401363000,
ИНН 2636037218, КПП 263401001.
р/с 40 N
в Ставропольском филиале "Возрождение" (ПАО), к/с 30 N,
БИК 040702762.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы в судебную коллегию по административным делам "адрес"вого суда.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Задорнева Н.П.
Копия верна.
Судья: Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.