СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 11 мая 2017 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Брянского В.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Мазикиной А.Б.,
с участием: представителя административного истца Сердюковой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ромас Л.П. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Ромас Л.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость принадлежащих на праве собственности Ромас Л.П. земельных участков определена в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года в следующих размерах: с кадастровым номером 26:12:022504:3, общей площадью 12048,9 кв.м., с категорией - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования под промышленными объектами, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, переулок Прикумский, 3а в квартале 514, - 28009475, 39 рублей, с кадастровым номером 26:12:022504:16, общей площадью 4 297 кв.м., с категорией - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования под промышленными объектами, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, переулок Прикумский, 3 в квартале 514, - 10007111,42 рублей.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2015 года, административный истец обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:3 в размере 3614 700 рублей, земельного участка кадастровым номером 26:12:022504:16 - 1289 100 рублей.
Заявленные требования основаны на результатах отчета об определении рыночной стоимости N О/57/2016 от 14 ноября 2016 года, составленного ИП Понкратова Л.А. по заказу административного истца. При этом, согласно положительного экспертного заключения Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет N 3611/2016 от 22 ноября 2016 года, выполненный ИП Понкратова Л.А. отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а величина рыночной стоимости признана достоверной.
Таким образом, по рассматриваемому административному делу размер кадастровой стоимости земельных участков, определенный в государственном кадастре недвижимости, существенно отличается от размера их рыночной стоимости на основании выполненного по заказу административного истца отчета.
Определением судьи краевого суда от 10 апреля 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Ставропольскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца Сердюкова О.В. просила установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года согласно заключению судебной экспертизы Федерального бюджетного учреждения Северо - Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации N 326/8-4 от 15 марта 2017 года в следующих размерах: с кадастровым номером 26:12:022504:3 в размере 10796000 рублей, с кадастровым номером 26:12:022504:16 - 3953000 рублей.
Ромас Л.П., представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, администрации города Ставрополя, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В имеющихся в материалах дела возражениях на административное исковое заявление ведущий специалист-эксперт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Ситникова В.Г. просит рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке ч. 4 ст. 247 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, Ромас Л.П. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 26:12:022504:3, общей площадью 12048,9 кв.м., с категорией - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования под промышленными объектами, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, переулок Прикумский, 3а в квартале 514, земельный участок с кадастровым номером 26:12:022504:16, общей площадью 4 297 кв.м., с категорией - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования под промышленными объектами, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, переулок Прикумский, 3 в квартале 514.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 25 октября 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:3 определена в государственном кадастре недвижимости в размере 28009475,39 рублей по состоянию на 01 января 2015 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:16 определена в государственном кадастре недвижимости в размере 10007111,42 рублей по состоянию на 01 января 2015 года
В соответствии с отчетом об оценке N О/57/2016 от 14 ноября 2016 года, составленного ИП Понкратова Л.А. по заказу административного истца, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:3 составляет 3614 700 рублей по состоянию на 01 января 2015 года, земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:16 - 1289 100 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
На указанный отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков получено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет N 3611/2016 от 22 ноября 2016 года, согласно которому выполненный ИП Понкратова Л.А. отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а так же подтверждающее что выводы сделанные оценщиком при расчете рыночной стоимости обоснованы, величина рыночной стоимости признана достоверной.
При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
По ходатайству административного истца на основании определения Ставропольского краевого суда от 24 января 2017 года Федеральным бюджетным учреждением Северо - Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации по делу проведена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта Федерального бюджетного учреждения Северо - Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации N 326/8-4 от 15 марта 2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:3 составила 10796 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года, земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:16 - 3953 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец предоставил надлежащие доказательства в обоснование своих требований.
Судом предоставлялась возможность административным ответчикам и заинтересованным лицам предоставить возражения, доказательства в обоснование обстоятельств, на которых основаны их возражения, в числе которых указывалось на возможность предоставления экспертного заключения по спорному вопросу.
Вместе с тем, административные ответчики и заинтересованные лица не воспользовались своим правом, не заявляли суду соответствующих ходатайств и не предоставили аргументированных возражений, относимых и допустимых доказательств в обоснование своих возражений.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с расхождением рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке и заключении судебной экспертизы, при определении размера рыночной стоимости земельного участка суд считает необходимым исходить из выводов заключения эксперта, принимая его в качестве доказательства, подтверждающего действительную рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Оснований сомневаться в правильности и обоснованности суждений и выводов эксперта у суда не имеется, поскольку они ничем не опровергнуты.
Доказательств недостоверности размера рыночной стоимости земельного участка, определенного заключением судебной экспертизы Федерального бюджетного учреждения Северо - Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации N 326/8-4 от 15 марта 2017 года не представлено.
Экспертиза проведена судебно-экспертным учреждением по поручению суда, эксперт является дипломированным специалистом, имеет свидетельства на право производства судебных экспертиз и право осуществлять оценочную деятельность, обладает достаточным опытом работы, его оценочная деятельность застрахована, он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.
В рамках сравнительного подхода экспертом проведен анализ рынка предложений по продаже земельных участков, подобран ряд наиболее сопоставимых с объектом оценки аналогов, сходных по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектами оценки. На различие между объектами оценки и объектами-аналогами по элементам сравнения экспертом применены соответствующие корректировки, а также указаны обоснования отказа от применения корректировок по другим элементам сравнения.
Доказательств того, что экспертом применены неправильные корректировки, использованы некорректные объекты-аналоги либо не применены подлежащие применению корректировки, в материалах дела не содержится.
Представленный административным истцом отчет об оценке N О/57/2016 от 14 ноября 2016 года, составленный ИП Понкратова Л.А., суд не может признать надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим указанную в нем итоговую величину рыночной стоимости земельных участков, поскольку оформление и содержание отчета не соответствует положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования Ромас Л.П. подлежат удовлетворению на основании выводов заключения судебной экспертизы.
Поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах, в резолютивной части решения суда подлежит указанию дата обращения административного истца в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ромас Л.П. - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:3, общей площадью 12048,9 кв.м., с категорией - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования под промышленными объектами, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, переулок Прикумский, 3а в квартале 514, в размере его рыночной стоимости 10796 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:022504:16, общей площадью 4 297 кв.м., с категорией - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования под промышленными объектами, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, переулок Прикумский, 3 в квартале 514, в размере его рыночной стоимости 3953 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Датой подачи административного искового заявления в суд считать 15 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судом 12 мая 2017 года.
Судья В.Ю. Брянский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.