Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Вербенко В.И., рассмотрев жалобу представителя администрации города Лермонтова Давыденко И.Н. на вступившее в законную силу решение судьи Ставропольского краевого суда от 30 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Лермонтова,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по Северо - Кавказскому федеральному округу - старшим государственным инспектором по Северо - Кавказскому федеральному округу Мартовой М.М. юридическое лицо - администрация города Лермонтова признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере * рублей.
Решением судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 29 сентября 2016 года, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Представление об устранении выявленных нарушений от 18 августа 2016 года отменено.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 30 ноября 2016 года жалоба представителя Департамента Росприроднадзора по Северо - Кавказскому федеральному округу Мартовой М.М. удовлетворена, указанное решение судьи отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
В своей жалобе в краевой суд Давыденко И.Н. в интересах администрации города Лермонтова просит решение судьи Ставропольского краевого суда от 30 ноября 2016 года отменить, поскольку, по мнению заявителя, оно вынесено по неполностью выясненным обстоятельствам дела и с нарушением административного законодательства.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не нахожу.
Ответственность по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов.
В силу действующего законодательства порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель.
Как следует из материалов дела, Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу на основании приказа от 15 июня 2016 года N 1473 в период с 15 июня по 20 июня 2016 года проведено рейдовое мероприятие соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах муниципального образования города Лермонтова Ставропольского края.
При осмотре территории в границах муниципального образования города Лермонтова Ставропольского края, в непосредственной близости с объектами ОАО "Гидрометаллургический завод", на земельных участках площадью * га и * га с кадастровыми номерами: 26:32:010101:32 и 26:32:010101:27 обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления (строительный мусор, полиэтилен, изделия из пластика, отходы бумаги и картона, жестяные банки, стекло, ветки и срубы деревьев, шифер, обломки бетона и кирпича, обувь кожаная отработанная, пищевые отходы потребления, металлические профиля).
В ходе проведения административного расследования установлено, что согласно данных администрации города Лермонтова N * от 28 июня 2016 года земельные участки с кадастровыми номерами
26:32:010101:32 и 26:32:010101:27 не находятся в собственности или в аренде юридических/физических лиц, на кадастровом учете числятся как ранее учтенные, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Отменяя решение судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 29 сентября 2016 года и направляя его на новое рассмотрение, судья краевого суда обосновано пришел к выводу о том, что порча земель спорных земельных участков подтверждена результатами лабораторного исследования образцов почвы, в связи с чем администрация города Лермонтова, как орган местного самоуправления, на территории которой расположены несанкционированные свалки отходов производства и потребления является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, в рамках административного расследования совместно со специалистами филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Ставропольскому краю" на земельном участке с кадастровым номером N 26:32:010101:27 были отобраны пробы отходов (протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 15 июля 2016 года, протокол отбора проб отходов N117 от 15 июля 2016 года).
По результатам проведенного анализа проб отходов с земельного участка с кадастровым номером N 26:32:010101:27 установлено, что отобранные пробы отходов относятся к 3 и 4 классам опасности для окружающей природной среды (протоколы морфологического состава отхода NN 117/1, 117/2, 117/3/1, 117/4/1, 117/5/1, 117/6/1, 117/7/1 от 21 июля 2016 года, протоколы биотестирования проб отходов N 117/3, 117/4, 117/5, 117/6, 117/7 от 21 июля 2016 года).
На земельных участках с кадастровыми номерами N 26:32:010101:27 и N 26:32:010101:32 также были отобраны пробы отходов и почв.
По результатам проведенного анализа проб отходов установлено, что отобранные пробы отходов относятся к 4 и 5 классам опасности для окружающей природной среды (протоколы испытаний (измерений) отход N N 103, 104, 105, 106, 107 от 08 августа 2016 года, протоколы испытаний (измерений) проб отхода N N 330, 331, 332 от 09 августа 2016 года, протоколы биотестирования проб отходов N 103, 104, 105, 106, 107 от 05 августа 2016 года).
По результатам проведенного анализа проб почв (земельный участок с кадастровым номером N 26:32:010101:32) установлены превышения по нефтепродуктам в 2,06 раза, по хлорид-иону в 5,04 раза, по нитрат-иону в 1,33 раза, по сульфат-иону в 4,33 (протоколом испытаний (измерений) почв N 90-91 от 08 августа 2016 года).
Кроме того, статьей 3 Федерального закона от 10 января 2007 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в качестве одних из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89- Федерального закона "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Доводы заявителя о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства тому, что администрация города Лермонтова осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, в результате которых произошло уничтожение плодородного слоя почвы, являются несостоятельными, поскольку если собственник отходов не установлен, то собственником являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (статья 4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что администрацией города Лермонтова не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательства в области обращения с отходами. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.
Иные доводы жалобы не опровергают выводы суда и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно направлено на новое рассмотрение, существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу Давыденко И.Н. в интересах администрации города Лермонтова оставить без удовлетворения.
Решение судьи Ставропольского краевого суда от 30 ноября 2016 года оставить без изменения.
Заместитель председателя В.И. Вербенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.