Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Кузина Е.Б.
членов президиума: Козлова О.А., Михайлова О.И., Макеевой Г.В., Шаталовой Е.В., Кудрявцевой А.В.
секретаря судебного заседания Афанасьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Реутовой Е.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края о признании права на включение в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты возникновения права,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Шаталовой Е.В. от 10 февраля 2017 года по кассационной жалобе начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Л.Н.В. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 03 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07 июня 2016 года,
заслушав доклад судьи Шаталовой Е.В.,
установил:
Реутова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по городу-курорту Пятигорску о признании за ней права на включение в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов с 01 ноября 1999 года по 04 марта 2003 года, с 21 марта 2003 года по 13 июня 2004 года, с 01 июля 2004 года по 25 декабря 2005 года, с 23 января по 26 февраля 2006 года, с 11 марта 2006 года по 28 октября 2007 года, с 10 ноября 2007 года по 03 февраля 2008 года, с 11 февраля 2008 года по 05 июля 2009 года, с 18 июля 2009 года по 07 октября 2014 года в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения, с 08 октября 2014 года по 30 апреля 2015 года в должности старшей медицинской сестры лечебно-диагностического отделения (ЛДО), с 01 мая по 22 сентября 2015 года в должности старшей медицинской сестры терапевтического отделения в ООО "Санаторий "Т"; возложении обязанности на ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по городу-курорту Пятигорску зачесть ей в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вышеуказанные периоды; права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 22 сентября 2015 года; возложении обязанности на ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по городу-курорту Пятигорску назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с указанной даты.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 03 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07 июня 2016 года, исковые требования Реутовой Е.В. удовлетворены.
В кассационной жалобе начальник ГУ Управления Пенсионного Фонда по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края Л.Н.В. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и принять новое решение по делу.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Реутовой Е.В. - М.М.С., обсудив доводы кассационной жалобы, президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрение.
В соответствии с требованиями ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум считает, что судом были допущены существенные нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу приведенной выше нормы основанием к частичной отмене состоявшегося по делу апелляционного определения, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Реутова Е.В. с 01 ноября 1999 года принята на должность палатной медицинской сестры в ООО "Санаторий "Т", 08 октября 2014 года переведена на должность старшей медицинской сестры терапевтического отделения того же санатория, 01 мая 2015 года переведена на должность старшей медицинской сестры терапевтического отделения.
ООО "Санаторий "Т" является многопрофильным санаторием. Представленными в материалах дела учредительными документами подтверждается, что ООО "Санаторий "Т" является коммерческой организацией. Согласно выданным обществу лицензиям санаторий осуществляет лечение больных, в том числе ревматизмом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психоневрологическими заболеваниями.
Решением N11 от 21 декабря 2015 года ГУ Управлением Пенсионного Фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Реутовой Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия страхового стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пенсионным органом не были включены в специальный стаж Реутовой Е.В. периоды ее трудовой деятельности с 01 ноября 1999 года по 04 марта 2003 года, с 21 марта 2003 года по 13 июня 2004 года, с 01 июля 2004 года по 25 декабря 2005 года, с 23 января по 26 февраля 2006 года, с 11 марта 2006 года по 28 октября 2007 года, с 10 ноября 2007 года по 03 февраля 2008 года, с 11 февраля 2008 года по 05 июля 2009 года, с 18 июля 2009 года по 07 октября 2014 года в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения, с 08 октября 2014 года по 30 апреля 2015 года в должности старшей медицинской сестры лечебно-диагностического отделения (ЛДО), с 01 мая по 22 сентября 2015 года в должности старшей медицинской сестры терапевтического отделения в ООО "Санаторий "Т", так как по сведениям индивидуального персонифицированного учета, представленным ООО "Санаторий "Т" деятельность Реутовой Е.В. не квалифицирована как лечебная; по представленным документам не усматривается, что ООО "Санаторий "Т" является профильным, а деятельность Реутовой Е.В. в санатории не связана со специализациями, указанными в Списках от 22 сентября 1999 года N1066, от 29 октября 2002 года N781, также ООО "Санаторий "Т" учреждением по смыслу указанных списков не является.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, сославшись на разъяснения, содержащиеся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", указал, что спорные периоды работы Реутовой Е.В. в ООО "Санаторий "Т" подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются врачи и средний медицинский персонал учреждений, в частности санаториев (курортов), в том числе детских, для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных.
С таким выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
Однако, данный вывод судебных инстанций основан на неправильном применении норм материального права.
Так пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066.
С 1 ноября 1999 года был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты), в том числе детские, для лечения туберкулеза всех форм, для больных и последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (п. 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено и п. 21 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, действовавшего на время возникновения спорных отношений.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 01 ноября 1999 года только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 01 ноября 1999 года изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066, а именно после 01 ноября 1999 года, не включает в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06 августа 2007 года N522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем, как установлено судебными инстанциями и усматривается из дела, ООО "Санаторий "Т" не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, перечисленных в пунктах 21 Списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 и от 29 октября 2002 года N781.
Президиум полагает, что суд неправильно применил названные выше нормы материального права и дал расширительное толкование пункта 21 Списков, утвержденного постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 и от 29 октября 2002 года N781. Указывая, что медицинская деятельность санаториев по нескольким профилям видов деятельности, дает право на зачет периода работы в специальный стаж медицинских работников, суд фактически отождествил профили видов деятельности санаториев по лечению туберкулеза всех форм, по лечению больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, по лечению больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом, психоневрологических больных, предусмотренные списками, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 и от 29 октября 2002 года N781, с такими видами лечебной деятельности, как травматология и ортопедия, психотерапия, неврология, ревматология, которые этими списками не предусмотрены.
Ссылка судебных инстанций на пункты 16-18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" является ошибочной, поскольку в указанных пунктах данного постановления не содержится разъяснений относительно включения в стаж работы, дающий право медицинским работниками на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, работы в санаториях (курортах), имеющих профили деятельности, не поименованные в списках, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 и от 29 октября 2002 года N781.
Кроме того, отсутствует подтверждение льготного характера работы Реутовой Е.В. сведениями ее индивидуального персонифицированного учета. Согласно имеющимся в материалах дела учредительным документам ООО "Санаторий "Т" никогда не имел организационно-правовой формы учреждения, что исключает возможность для досрочного назначения медицинскими работниками этого санатория трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как право на назначение такой пенсии по старости в связи с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 и от 29 октября 2002 N781 и исходя из разъяснений, данных в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", предоставляется только работникам учреждений здравоохранения.
Данные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, не были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07 июня 2016 года подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07 июня 2016 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в ином составе судей.
Председательствующий: Е.Б. Кузин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.