Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Козлова О.А.,
членов президиума: Вербенко В.И., Михайлова О.И., Макеевой Г.В., Блинникова В.А., Песоцкого В.В.,
секретаря судебного заседания Афанасьевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сараева Е.Н. к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Савина А.Н. от 22.02.2017 по кассационной жалобе ФСИН России на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 25.01.2016 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 22.06.2016,
заслушав доклад судьи Савина А.Н.,
установил:
Сараев Е.Н. обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что в целях реализации своих прав, как сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, имеющего общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ), он 12.11.2013 обратился с соответствующим рапортом к директору ФСИН России, приложив все необходимые для этого документы. Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю 21.11.2013 принято решение направить документы для получения единовременной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения по постановке на соответствующий учет Сараева Е.Н. с семьей в составе 4-х человек (он, жена, сын и дочь). Вместе с тем 31.03.2015 комиссией ФСИН России в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты отказано. Считает действия комиссии незаконными и необоснованными, поскольку нарушены сроки рассмотрения представленных им документов, проверка которых была проведена комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю и недостатков при этом выявлено не было. Полагает, что ссылка комиссии ФСИН России о том, что он в период с 14.04.2000 по 10.08.2009 и его супруга с 22.11.2004 по 08.12.2004 были постоянно зарегистрированы по адресу: Ставропольский край, ... район, с. ... , ул. ... , ... кв ... , и не представление им в связи с этим документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, является несостоятельной, так как считает данные периоды не должны входить в 5-летний срок, предшествующий подаче рапорта.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 25.01.2016 требования Сараева Е.Н. удовлетворены:
решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы, проходивших службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N 13 от 31.03.2015 в части, касающейся отказа Сараеву Е.Н. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты - признано незаконным;
на ФСИН России возложена обязанность поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Сараева Е.Н. с составом семьи из 4-х человек Сараев Е.Н., жена - Сараева Т.В., сын - Сараев Н.Е., дочь - Сараева З.Е., с 13.02.2014 и устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Сараева Е.Н.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 22.06.2016 данное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФСИН России, в лице представителя Шахраманян Э.В., просит отменить указанные постановления в связи с неправильным применением норм материального права.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в президиум краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных возражений, заслушав представителя ФСИН России - Шахраманян Э.В., истца Сараева Е.Н. и его представителя Волчкова А.П., президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии с требованиями ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Судом установлено, что Сараев Е.Н. проходит службу в системе ФСИН России с 02.03.2003 и его выслуга в календарном исчислении на 12.11.2013 составляла более 10 лет. Истец состоит в зарегистрированном браке с Сараевой Т.В., имеет двух несовершеннолетних детей: Сараева Н.Е. и Сараеву З.Е., и проживает с семьей по договору социального найма в квартире многоквартирного жилого дома, общей площадью ... кв.м. по адресу: г. Ставрополь, ул. ... , ... , кв. ...
12.11.2013 Сараев Е.Н. обратился к директору ФСИН России с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013. Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю 21.11.2013 направлены документы для получения единовременной социальной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения по постановке на учет для получения единовременной выплаты Сараева Е.Н. с семьей в составе 4-х человек (он, жена, сын, дочь).
Комиссией ФСИН России 31.03.2015 отказано Сараеву Е.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В обоснование решения Комиссия указала, что Сараевым Е.Н. 12.11.2013 не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в жилье за последние 5 лет (предусмотренные п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369), поскольку он в период с 14.04.2000 по 10.08.2009 был зарегистрирован по адресу: Ставропольский край, ... район, с. ... , ул. ... , ... , кв. ...
Признавая данное решение ФСИН России незаконном и удовлетворяя предъявленные Сараевым Е.Н. требования, суд первой инстанции указал, что Комиссия ФСИН России рассмотрела рапорт Сараева Е.Н. со значительным превышением установленного законом трехмесячного срока, а принятое решение ограничивает право истца, как сотрудника УФСИН на улучшение жилищных условий.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при подаче рапорта для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты Сараевым Е.Н. был представлен полный пакет документов, необходимых для его рассмотрения, в частности, финансовые лицевые счета и выписки из домовых книг по адресам проживания в г. Ставрополь по ул. ... , тогда как время проживания заявителя по адресу: ... район, с. ... , ул. ... , ... кв. ... не входит в пятилетний период, предшествующий подаче рапорта и предусмотренный п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369. Комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю не выявила в переданных документах недостатков и, соответственно не возвратила их заявителю с указанием в письменном виде причин возврата, а рассмотрела и 21.11.2013 приняла решение об их направлении в комиссию ФСИН России с указанием оснований принятого решения.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с данными выводами, не учел что они сделаны без учета норм материального права.
Так, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила).
Положениями п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, к которому прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подп. "з" п. 5 Правил).
Решением комиссии ФСИН России от 31.03.2015 Сараеву Е.Н. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369. Сараевым Е.Н. не представлены выписка из домовой книги и финансово-лицевой счет за последние пять лет предшествующие подаче рапорта (12.11.2013) по адресу: Ставропольский край, ... район, с. ... , ул. ... , ... кв. ... тогда как Сараев Е.Н. был зарегистрирован по указанному адресу до 10.08.2009.
По смыслу вышеприведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, предусмотренных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом орган ФСИН России не обязан запрашивать необходимые документы, сотрудник вправе представить документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.
Непредставление полного пакета документов, предусмотренных подп. "з" п. 5 Правил, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Нарушение комиссией сроков рассмотрения заявления не освобождает сотрудника при его подаче от представления полного пакета документов, предусмотренных п. 5 Правил, и не порождает у него в связи с этим возникновение права на получение единовременной социальной выплаты.
Также судом не учтено, что исходя из положений Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 и Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550, проверка полноты и достоверности документов, подлежащих представлению одновременно с заявлением, отнесена к компетенции ФСИН России, а не его территориального управления.
Кроме того, отказ комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию предоставления неполного пакета документов не препятствует сотруднику повторно обратиться с рапортом, устранив имеющиеся недостатки.
Допущенные судом апелляционной инстанции, проверявшим законность решения суда первой инстанции, нарушения норм материального права представляются существенными по смыслу статьи 387 ГПК РФ, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 22.06.2016 подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Ставропольского краевого суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 22.06.2016 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в ином составе судей.
Председательствующий О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.