Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Козлова О.А.,
членов президиума: Макеевой Г.В., Песоцкого В.В., Михайлова О.И., Кудрявцевой А.В., Шаталовой Е.В.,
секретаря судебного заседания Афанасьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шило В.Н. к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Переверзевой В.А. от 23.03.2017 г. по кассационной жалобе Шахрамян Э.В. действующего в интересах Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 19.07.2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25.10.2016 г.,
заслушав доклад судьи Переверзевой В.А.,
установил:
решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 19.07.2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25.10.2016 г., указанные исковые требования удовлетворены, признано незаконным решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно- исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N25 от 19.05.2015 г. в части, касающейся отказа Шило В.Н. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; на ФСИН России возложена обязанность поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Шило В.Н. с составом семьи из пяти человек: Шило В.Н., жена - Шило В.В., сын - Шило Д.В., дочь - Шило А.В., дочь - Шило С.В., с 02.02.2014 г. В удовлетворении исковых требований Шило В.Н. к УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконными действий комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в документах Шило В.Н., представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N369 - отказано.
16.02.2017 Шахрамян Э.В., действующий в интересах Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, обратился в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда и апелляционного определения, ставит вопрос об их отмене.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Ставропольского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав Шахрамян Э.В. действующего в интересах Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, заслушав Шило В.Н. и его представителя Волчкова А.П., президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.
В соответствии с требованиями статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения при рассмотрении гражданского дела были допущены судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Шило В.Н. проходит службу в системе ФСИН России с 17.03.2000 г. по настоящее время и его выслуга в календарном исчислении составляет более 10 лет. Истец состоит в зарегистрированном браке с Шило (Ильченко) В.В., имеет трех несовершеннолетних детей - сына Шило Д.В., ... г. р., и дочерей Шило С.В. и Шило А.В., ... г. р.
Истец с семьей проживает по договору найма в квартире многоквартирного жилого дома, общей площадью 67,7 кв.м. по адресу: ...
07.11.2013 Шило В.Н. обратился с рапортом на имя директора ФСИН России Корниенко Г.А. о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю 21.11.2013 г. направлены документы для получения единовременной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты Шило В.Н. с семьей в составе 5-ти человек (он, жена, сын, две дочери).
Согласно выписке из протокола N25 от 19.05.2015 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Шило В.Н. и членам его семьи отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением всех необходимых документов указанных в п.5 Правил, а именно не представлена информация по регистрации его сына с 2002 г. по 2010 г., а также документы с данных адресов.
Разрешая заявленные исковые требования суд первой инстанции исходя из того, что сын истца - Шило Д.В. является несовершеннолетним и до 2008 г. проживал с родителями по адресу ... и далее с 24.02.2010 по адресу: ... , пришел к выводу о том, что отсутствие информации о проживании сына истца с 2008 по 2010 г. не является основанием для отказа в постановке на учет всей семьи, состоящей из 5-и человек; комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю при принятии от Шила В.Н. рапорта с пакетом документов не выявила недостатков, поэтому признал незаконным отказ в постановке Шило В.Н. с составом семьи из 5-ти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты и возложил обязанность поставить семью истца на учет с 02.02.2014.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Между тем, данными выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Частью 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, к которому прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подп. "з" п. 5 Правил).
При этом в п. 5 Правил не содержится, каких-либо исключений позволяющих сотруднику не представлять вышеуказанные документы на несовершеннолетних детей.
Решением комиссии ФСИН России от 19.05.2015 Шило В.Н. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
Судом установлено, что заявителем не представлены документы о месте жительства сына в период с 2008 по 2010 г. (выписка из домовой книги и финансово-лицевой счет).
Каких-либо докаказательств, подтверждающих невозможность получения указанных документов предусмотренных п.5 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N369, Шило В.Н. на рассмотрение комиссии УФСИН не представил.
По смыслу вышеприведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, предусмотренных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.
Непредставление полного пакета документов, предусмотренных подп. "з" п. 5 Правил, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Нарушение комиссией сроков рассмотрения заявления не освобождает сотрудника при его подаче от представления полного пакета документов, предусмотренных п. 5 Правил.
Так же судом не учтено, что исходя из положений Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369, и Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550, проверка полноты и достоверности документов, подлежащих представлению одновременно с заявлением, отнесена к компетенции ФСИН России, а не его территориального управления.
Кроме того, отказ комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию предоставления неполного пакета документов не препятствует сотруднику повторно обратиться с рапортом, устранив имеющиеся недостатки.
Допущенные судом первой инстанции нарушения, хотя на них указывалось в апелляционной жалобе ответчика, суд апелляционной инстанции вопреки требованиям статьи 330 ГПК РФ не устранил.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25.10.2016 г. подлежит отмене, а дело направлению на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25.10.2016 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей
Председательствующий: О.А.Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.