Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего: Вербенко В.И.,
членов президиума: Блинникова В.А.,
Кудрявцевой А.В., Михайлова О.И., Макеевой Г.В., Шаталовой Е.В.,
при секретаре Нестеренко Л.С.,
с участием заместителя прокурора Ставропольского края Тыльченко А.М.,
осужденного Сурмилова А.М.,
адвоката Геращенко Е.М.
рассмотрел кассационное представление заместителя прокурора края Тыльченко А.М. на апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 13 октября 2016 г. в отношении Сурмилов А.М..
Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Дика Д.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного постановления, доводы кассационного представления, мотивы постановления судьи Ставропольского краевого суда о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выслушав выступления осужденного Сурмилова А.М., адвоката Кириленко Т.В., полагавших доводы кассационного представления удовлетворению не подлежащими, заместителя прокурора Ставропольского края Тыльченко А.М., полагавшего апелляционное определение Ставропольского краевого суда подлежащим отмене, президиум краевого суда
УСТАНОВИЛ:
приговором Кировского районного суда Ставропольского края от 16 августа 2016 г.,
Сурмилов А.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец "адрес", ранее судимый:
- 02 октября 2002 г. Кировским районным судом Ставропольского края по п.п. "а", "в", "г" ч. 2 ст. 162 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 7 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима; 18 декабря 2007 г. освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на основании постановления Георгиевского городского суда Ставропольского края на 2 года 4 месяца 25 дней;
осужден:
по п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 лет;
по ч. 1 ст. 228 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 1 год.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено лишение свободы сроком на 10 лет 1 месяц, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор изменен:
из вводной части приговора исключено указание на наличие судимости по приговору Кировского районного суда Ставропольского края от 02 октября 2002 г.;
из описательно-мотивировочной части приговора исключено указание на наличие отягчающего наказание обстоятельства в виде особо опасного рецидива преступлений;
смягчено назначенное Сурмилову А.М. наказание по п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ч. 2 ст. 64 УК РФ, - до 9 лет лишения свободы, по ч. 1 ст. 228 УК РФ - до 10 месяцев лишения свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ Сурмилову А.М. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет 1 месяц с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
Приговором также осужден Недужий В.В., в отношении которого принятые судебные решения не обжалуются.
Сурмилов А.М. осужден за незаконный сбыт наркотического средства в период с ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", совершенный группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере. Он же осужден за незаконное приобретение и хранение наркотического средства в значительном размере без цели сбыта в период с ДД.ММ.ГГГГ в "адрес". Указанные преступления совершены Сурмиловым А.М. при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора края Тыльченко А.М. выражает несогласие с вынесенным апелляционным определением, полагает, что судом апелляционной инстанции незаконно и необоснованно изменен приговор Кировского районного суда Ставропольского края от 16 августа 2016 г.
Считает незаконным решение об исключении из приговора указания на наличие судимости и на наличие отягчающего наказание обстоятельства в виде особо опасного рецидива преступлений. Указывает, что приговором Кировского районного суда от 02 октября 2002 г. Сурмилов А.М. осужден за совершение разбоя по п.п. "а", "в", "г" ч. 2 ст. 162 УК РФ (в редакции 1996 г.) по признаку незаконного проникновения в жилище, помещение, иное хранилище, которое ранее относилось к категории особо тяжких преступлений, и относится к таковым после изменений, внесенных в УК РФ Федеральным законом от 08 декабря 2003 г. N 162-ФЗ. Таким образом, в соответствии со ст. 86 УК РФ в предыдущей редакции, судимость погашается по истечении 8 лет после освобождения, т.е. 18 декабря 2015 г., в то время как преступления совершены в период с 01 по 30 сентября 2015 г.
Кроме того, полагает необоснованным применение судом положений ст. 64 УК РФ, поскольку никаких мотивов по этому поводу определение не содержит. Ссылаясь на обстоятельства преступления и данные о личности осужденного, считает назначение наказания с применением положений ст. 64 УК РФ несправедливым, искажающим смысл судебного решения как акта правосудия, что повлияло на исход дела. Просит апелляционное определение отменить и направить дело на новое апелляционное рассмотрение в ином составе суда.
Рассмотрев кассационное представление и материалы уголовного дела, выслушав стороны, президиум приходит к выводу о необходимости отмены апелляционного определения и направления материалов уголовного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции иным составом суда, в связи с неправильным применением уголовного закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения судебных решений при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного закона (неправильное применение уголовного закона) и (или) существенные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Принимая решение об исключении судимости по приговору от 02 октября 2002 г. и приходя к выводу об отсутствии в действиях осужденного особо опасного рецидива, суд апелляционной инстанции сослался на то, что преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 162 УК РФ, относилось к категории тяжких преступлений, и на момент отбытия осужденным наказания действовали положения ст. 86 УК РФ в редакции, которая предусматривала погашение судимости за тяжкое преступление по истечении 6 лет.
Однако приговором Кировского районного суда от 02 октября 2002 г. Сурмилов А.М. осужден за совершение преступления предусмотренного п.п. "а", "в", "г" ч. 2 ст. 162 УК РФ, то есть разбоя, в том числе с незаконным проникновением в жилище. Данное преступление, на момент его совершения, предусматривало наказание в виде лишения свободы сроком до 12 лет. Исходя из требований ч. 5 ст. 15 УК РФ указанное преступление относилось к категории особо тяжких, поскольку за его совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет.
В редакции Федерального закона от 08 декабря 2003 г. N 162-ФЗ квалифицирующий признак "с незаконным проникновением в жилище, помещение, иное хранилище" предусмотрен ч. 3 ст. 162 УК РФ. При этом, категория преступлений, ранее предусмотренных ч. 2 ст. 162 УК РФ, не изменилась и преступление, совершенное Сурмиловым А.М., признается особо тяжким.
Согласно п. "д" ч. 3 ст. 86 УК РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, за которое Сурмилов А.М. осужден по приговору от 02 октября 2002 г., судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении 8 лет после отбытия наказания.
От наказания по приговору Кировского районного суда от 02 октября 2002 г. Сурмилов А.М. освобожден 18 декабря 2007 г. Таким образом, указанная судимость погашена 18 декабря 2015 г., а преступления, за которые Сурмилов А.М. осужден по настоящему делу, совершены в сентябре 2015 г., поэтому судимость по приговору Кировского районного суда от 02 октября 2002 г. погашенной не считается.
Тем самым, суд апелляционной инстанции необоснованно исключил указание на наличие у Сурмилова А.М. судимости по предыдущему приговору и, как следствие, наличие отягчающего наказание обстоятельства - рецидива преступлений, вид которого, на основании п. "б" ч. 3 ст. 18 УК РФ, относится к особо опасному.
Вызывает сомнения также вывод суда апелляционной инстанции о применении положений ст. 64 УК РФ при назначении наказания Сурмилову А.М., поскольку не приведены причины, в силу которых судебная коллегия посчитала возможным признать совокупность имеющихся у осужденного смягчающих обстоятельств исключительными и существенно уменьшающими степень общественной опасности совершенного им преступления, предусмотренного п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 13 октября 2016 г., подлежит отмене, а материалы уголовного дела - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 401.13, 401.14, УПКРФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
кассационное представление заместителя прокурора края Тыльченко А.М. удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 13 октября 2016 г., которым изменен приговор Кировского районного суда Ставропольского края от 16 августа 2016 г. в отношении Сурмилов А.М., отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по уголовным делам Ставропольского краевого суда в порядке главы 45.1 УПК РФ иным составом судей.
Председательствующий Вербенко В.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.