Судья Ставропольского краевого суда Товчигречко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Арзгирский отдел) Кулиш В.И. на решение судьи Арзгирского районного суда Ставропольского края от 27 февраля 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Арзгирского района по использованию и охране земель Кулиш В.И. от 31 января 2017 года должностное лицо - глава КФХ Магомедов В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание должностного лица в виде административного штрафа в размере * рублей заменено на предупреждение.
Решением судьи Арзгирского районного суда Ставропольского края от 27 февраля 2017 года протест прокурора Арзгирского района удовлетворен, постановление должностного лица отменено. Дело возращено на новое рассмотрение в Арзгирский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
В своей жалобе в краевой суд главный государственный инспектор по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Арзгирский отдел) Кулиш В.И. просит отменить решение судьи, полагая, что оно вынесено по не полностью выясненным обстоятельствам дела.
В возражении на жалобу заместитель прокурора Арзгирского района Сивоконь А.А. просит жалобу оставить без удовлетворения, решение судьи без изменения.
Изучив доводы жалобы и возражения на нее, выслушав прокурора отдела прокуратуры Ставропольского края Колячкину И.В., просившую в удовлетворении жалобы отказать, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой Арзгирского района проверки в действиях главы КФХ Магомедова В.М. выявлены нарушения требований земельного законодательства. По результатам проверки прокурором Арзгирского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы КФХ Магомедова В.М. по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
31 января 2017 года государственным инспектором вынесено постановление о признании должностного лица - главы КФХ Магомедова В.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с заменой административного наказания в виде административного штрафа в размере * рублей на предупреждение.
Проверяя законность указанного постановления, и не соглашаясь с ним, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что главный государственный инспектор не вправе был назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
То есть административный штраф для должностных лиц представляет собой единственную санкцию, которую можно применить при назначении наказания по данной статье, при этом статья Кодекса не предусматривает возможность назначения наказания в виде предупреждения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
Аналогичные разъяснения обязательны и для должностных лиц, рассматривающих дела об административном правонарушении.
Кроме того, как следует из материалов дела, нарушения требований земельного законодательства были выявлены не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), а в результате проведения прокуратурой Арзгирского района проверки, в связи с чем, оснований для применения ст.4.1.1 КоАП РФ у государственного инспектора, не имелось.
В соответствии с ч. 4 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, привели к принятию незаконного постановления, в связи с чем, постановление главного государственного инспектора Арзгирского района по использованию и охране земель Кулиш В.И. от 31 января 2017 года обоснованно было отменено, а дело об административном правонарушении возвращено в Арзгирский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на новое рассмотрение.
При этом, считаю необходимым отметить, что в соответствии с п. п. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
При новом рассмотрении дела должностному лицу необходимо учесть вышеизложенное и принять по делу постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Оснований для отмены решения судьи Арзгирского районного суда Ставропольского края от 27 февраля 2017 года по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Арзгирский отдел) Кулиш В.И. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Арзгирского районного суда Ставропольского края от 27 февраля 2017 года оставить без изменения.
Судья
Ставропольского краевого суда М.М. Товчигречко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.