Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Медведевой К.В.,
с участием ФИО1. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
защитника ФИО2., действующего на основании доверенности N ... от 15 ноября 2016 года,
в отсутствие Головина В.Л. - врио начальника ОВМ ОМВД России по г.Октябрьскому,
рассмотрев жалобу и дополнения к ней ФИО3. на постановление судьи Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 14 марта 2017 года, которым:
ФИО4, дата рождения, уроженец и гражданин Республики ... , признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
протоколом об административном правонарушении врио начальника ОВМ ОМВД России по г.Октябрьскому Головина В.Л. N ... от 10 октября 2016 года в отношении гражданина Республики ... ФИО5. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение с 26 мая 2016 года по 26 июня 2016 года режима пребывания, выразившееся в его уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по окончании определенного срока пребывания 25 мая 2016 года, чем нарушен пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (л.д. 1).
Судьей Октябрьского городского суда Республики Башкортостан 14 марта 2017 года вынесено выше приведенное постановление.
Не соглашаясь с постановлением судьи Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 14 марта 2017 года, ФИО6. обжаловал его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить, указывая, что законно находился на территории Российской Федерации до 29 июня 2016 года в связи с подачей заявления и иных документов для получения разрешения на временное проживание. Ответ получил уведомлением лично под роспись в помещении отдела по вопросам миграции по г.Октябрьский РБ лишь 14 июня 2016 года.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО7., защитника ФИО8., поддержавших доводы жалобы, проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Оценка доказательств производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Однако при возбуждении данного дела об административном правонарушении и его рассмотрении указанные требования закона не выполнены.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ФИО9. является временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, не имеющим визы, вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон), срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 5 Закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
В соответствии с пунктом 2 Приказа ФМС России от 29 июня 2015 года N 321 "Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" (далее - Порядок), основаниями для продления срока временного пребывания являются обстоятельства, установленные пунктами 2, 3 и 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Для продления срока временного пребывания в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона иностранный гражданин или принимающая его сторона в течение срока временного пребывания подает в территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление о продлении срока временного пребывания в произвольной форме (пункт 3 Порядка).
Согласно статье 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 10 октября 2016 года ФИО10., пребывающий в Российской Федерации в Республике Башкортостан, адрес, находился с 26 мая 2016 года по 26 июня 2016 года с нарушением режима пребывания, связанное с уклонением от выезда за пределы Российской Федерации по окончании срока пребывания 25 мая 2016 года.
Как следует из материалов дела, ФИО11. въехал на территорию Российской Федерации 07 февраля 2016 года по миграционной карте, 11 февраля 2016 года встал на миграционный учет по адресу: ... Срок его пребывания установлен до 27 марта 2016 года.
25 марта 2016 года обратился с заявлением в ОУФМС России по РБ в г.Октябрьский о выдаче разрешения на временное проживание (л.д.30-31).
31 марта 2016 года ФИО12. продлен срок временного пребывания до 25 мая 2016 года (л.д.29).
Согласно заключению ОУФМС России по РБ в г.Октябрьский от 21 мая 2016 года, утвержденному заместителем начальника УФМС России по РБ 21 мая 2016 года, ФИО13. отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации (л.д.32-33).
По доводам жалобы и показаниям ФИО14. в суде первой инстанции и в Верховном Суде Республики Башкортостан, отказ в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации он получил 14 июня 2016 года. После этого 25 июня 2016 года выехал из Российской Федерации.
Согласно фактам из досье, ФИО15. 26 июня 2016 года выехал за пределы Российской Федерации и въехал вновь 29 июня 2016 года (л.д.38-39).
Таким образом, считать, что им нарушен режим пребывания в период с 26 мая 2016 года по 26 июня 2016 года, оснований не имеется.
В нарушение требований пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом ОУФМС и судьей первой инстанции не выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что привело к необоснованному привлечению иностранного гражданина к административной ответственности за вмененные нарушения, что влечет отмену судебного постановления.
При таких обстоятельствах в действиях ФИО16. отсутствует состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается решение о его отмене и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу ФИО17 удовлетворить.
Постановление судьи Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 14 марта 2017 года отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО18 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Зарипов В.А.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.