Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Искужиной Г.Р.,
в отсутствие законного представителя Администрации сельского поселения ... - юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
Нажмутдинова Р.К. - государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета,
извещенных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу главы Администрации сельского поселения ... ФИО1. на решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 09 марта 2017 года, которым:
постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета Нажмутдинова Р.К. N ... от 08 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации сельского поселения ... оставлено без изменения, жалоба Администрации сельского поселения ... - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета Нажмутдинова Р.К. (далее - должностное лицо органа надзора) N ... от 08 сентября 2016 года Администрация сельского поселения ... (далее - Администрация сельского поселения) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за нарушение требований пунктов 1, 3 статьи 12, пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", выразившееся в том, что Администрацией сельского поселения не проведена инвентаризация источников выбросов, не разработан проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (л.д. 8-9).
Судьей Учалинского районного суда Республики Башкортостан 09 марта 2017 года по жалобе Администрации сельского поселения вынесено вышеуказанное решение.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан главы Администрации сельского поселения ФИО2. предлагается решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 09 марта 2017 года отменить за незаконностью и необоснованностью, ввиду неправильного установления обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неправильного применения норм материального права.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N96-ФЗ) вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из положений пункта 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ следует, что юридические лица, которые имеют источники вредных химических воздействий на атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно пункту 1.3 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР в 1990 г.) (далее - Инструкция) инвентаризацию проводят все производственные объединения и промышленные предприятия (государственные, кооперативные и арендные) независимо от ведомственной подчиненности, а также все учреждения и организации, в ведении которых находятся производственные подразделения, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
В соответствии с пунктом 1.7 Инструкции инвентаризация должна проводиться периодически - один раз в пять лет. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации.
Согласно пункту 3.2 Инструкции при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Пунктами 1, 3 статьи 12 закона N96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).Как следует из материалов дела, в период с 1 по 7 сентября 2016 года должностным лицом Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, действовавшего на основании распоряжения N ... от 16 августа 2016 года о проведении плановой выездной проверки Администрации сельского поселения ... , были выявлены признаки состава административного правонарушения, выразившегося в следующем.
Для осуществления и ведения деятельности Администрации сельского поселения используется:
здание нежилое 1-этажное по адресу: ... , общей площадью ... кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 24 июня 2008 года серия ... N ... ). Отопление здания печное. В качестве топлива для печи используются дрова. За 2015-2016 отопительный сезон израсходовано ... куб.м дров, согласно справке. Отвод продуктов горения осуществляется через кирпичную дымовую трубу.
На балансе Администрации сельского поселения имеется автомобиль марки ... , гос.рег.знак ... По представленной на проверку справке за 8 месяцев 2016 года израсходовано ГСМ - ... л.
Источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Администрации сельского поселения являются:
печь отопления, в процессе горения дров в атмосферу поступают: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, углерод черный (сажа), взвешенные вещества;
автомобиль марки ... , работающий на бензине, при работе двигателя через выхлопную трубу выделяются загрязняющие вещества: оксид азота, оксид углерода, бензин, сера диоксид азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бен(а)пирен, бензин нефтяной.
Собственного гаража Администрация сельского поселения не имеет. Имеющийся автотранспорт размещается на открытой стоянке на территории Администрации сельского поселения, которая также является стационарным неорганизованным источником выбросов.
Согласно пункту 2 подраздела 1.1 раздела 1 "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (введено письмом Минприроды России от 29 марта 2012 года N 05-12-47/45221), все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
На момент проверки Администрацией сельского поселения не проведена инвентаризация источников выбросов, не разработан проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
По результатам проверки 07 сентября 2016 года составлен акт проверки N ...
Данное обстоятельство подтверждается помимо акта проверки от 07 сентября 2016 года, объяснениями от 07 сентября 2016 года законного представителя Администрации сельского поселения ФИО3. о том, что инвентаризацию источников выбросов провели, вся документация находится на оформлении и согласовании в г.Уфе. Ввиду отсутствия денежных средств и долговременного объемного времени оформления документов не успели подготовить документацию к моменту проверки.
За выявленные нарушения в отношении Администрации сельского поселения с участием законного представителя юридического лица ФИО4. был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета Нажмутдинова Р.К. N ... от 08 сентября 2016 года Администрация сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
При рассмотрении жалобы на вынесенное постановление, судьей районного суда исследованы представленные по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, после чего судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Администрация сельского поселения приняла все зависящие меры для инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, для соблюдения требований природоохранного законодательства, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, не согласиться с выводом судьи районного суда об установлении административным органом вины Администрации сельского поселения в нарушении экологических требований оснований не имеется.
Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности соблюден. Протокол по делу об административном правонарушении, постановление о назначении наказания вынесены с участием законного представителя ФИО5
Жалоба судьей районного суда рассмотрена при участии защитника Администрации сельского поселения ФИО6., должностного лица органа надзора ФИО7
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену решения судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 09 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации сельского поселения ... оставить без изменения, жалобу главы Администрации сельского поселения ... ФИО8. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Гильманов Р.М.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.