Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Осетровой З.Х.,
Хакимова А.Р.
при секретаре Галяутдиновой М.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, являющейся опекуном недееспособного ФИО2, к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, с учетом права на дополнительную площадь, по апелляционной жалобе Администрации ГО г. Уфа РБ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 ноября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Хакимова А.Р., выслушав объяснения представителя Администрации ГО г. Уфа РБ ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, а также представителя ФИО1, действующей также в интересах ФИО2 - ФИО10, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, являющаяся опекуном недееспособного ФИО2, обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она является опекуном собственного брата ФИО2, 1970 г.р., признанного недееспособным, по состоянию здоровья брат имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ст. 57 ЖК и постановления Правительства РФ от дата N ... и право на дополнительную жилплощадь на основании постановления Правительства РФ от дата N ...
Диагноз болезни брата "Умственная отсталость в степени выраженной дебильности с повышенными нарушениями". Брат требует постоянного наблюдения и ухода. За свои действия отвечать не может. Нуждается в постоянном уходе.
Проживает она совместно с сыном ФИО3, дата г.р., матерью ФИО8, дата г.р., и братом ФИО2, 1970 г. р., на площади 44,7 кв.м., которая находится в собственности у мамы ФИО8
Мама ФИО8, дата г.р., инвалид 3-й группы, с диагнозом Церебролвискулярное заболевание, гипертоническая болезнь II ст., 2 стр.4, в сочетании с церебросклерозом, ХСН Пет, вестибулопатиясоп. Полиостеопороз, первичный, генеза, форма НФС II ст., Полисегментарныйостеохаондроз, хронический панкреотит. Маме 87 лет, нуждается в постоянном уходе.
Сыну, СагитдиновуАнсаруАмировичу, дата г.р. - 3 года.
Психическим заболеванием брат болеет давно. В соответствии справки ВТЭ - 74 N ... брату ФИО2, 1970 г.р, с дата установлена бессрочная инвалидность 2-й группы с детства.
Республиканская клиническая психиатрическая больница N ... МЗ РБ выдала очередное Заключение ВК N ... от дата о том, что брат ФИО2 имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч.2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от дата N ... и право на пользование дополнительной жилплощадью на основании постановления Правительства РФ от дата N ...
С дата, ФИО9, 1969 г.р., проживающая по адресу: адрес, постановлением главы муниципального образования адрес от дата N ... на основании решения Ленинского районного суда адрес от дата назначена опекуном недееспособного ФИО2, 1970 г.р., проживающего по адресу: адрес..
Согласно справки N ... от дата ФИО1, состоит на учёте в филиале Республиканского центра социальной поддержки населения по адрес и получает социальное пособие в размере 132.50 руб. и относится к категории малоимущая неполная семья.
Истец с семьей проживают на общей площади 44,7 кв.м. На каждого приходиться менее 12 кв.м. общей площади на одного зарегистрированного человека.
На троих человек (брата-инвалида, опекуна брата и сына) по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 18 кв.м., положено 54 кв.м. жилого помещения и дополнительная жилая площадь брату-инвалиду не менее 10 кв.м. Таким образом Администрация ГО г. Уфа обязаны выделить жилую площадь не менее 64 кв.м..
На основании изложенного просит обязать Администрацию городского округа город Уфа РБ предоставить ФИО1, ее сыну ФИО3, дата г.р. и ФИО2 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, а также с учетом его права на дополнительную жилую площадь не менее 64 кв.м.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 ноября 2016 г. постановлено:
иск ФИО1, являющейся опекуном недееспособного ФИО2, к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, с учетом права на дополнительную площадь - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить ФИО1, ее сыну ФИО3, дата г.р. и ФИО2 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, а также с учетом его права на дополнительную жилую площадь не менее 64 кв.м.
В апелляционной жалобе Администрация ГО г. Уфа РБ ставит вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Все участники процесса извещены о времени и месте заседания судебной коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение указанным требованиям не соответствует.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем документы, подтверждающие право истцов состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалы дела истцами представлены не были, в связи с чем вывод суда о наличии оснований для предоставления вне очереди итсцам ФИО13 жилого помещения сделан без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
В суде апелляционной инстанции установлено, что истцы на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят. О том, что истцы не состоят на учет нуждающихся в жилых помещениях, подтвердил в суде апелляционной инстанции представитель истцов ФИО10
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истцов о предоставлении им вне очереди жилого помещения не имеется, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске ФИО13.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от 22.11.2016 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить ФИО1, ФИО3, ФИО4 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь, не менее 64 кв.м. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.