Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего О.Ю. Кривцовой
судей А.В. Идрисовой
Н.Н. Мартыновой
при секретаре И.Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.С.В. на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требования К.С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федераций в городе Октябрьский Республики Башкортостан о включении периодов работы в специальный стаж и перерасчете пенсии, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Мартыновой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Октябрьский Республики Башкортостан (далее по тексту ГУ-УПФ РФ в г. Октябрьский РБ) о включении периодов работы в специальный стаж и перерасчете пенсии, в обоснование указав, что ему с дата досрочно назначена пенсия по старости, при исчислении которого не были включены в специальный трудовой стаж период службы в армии и период обучения в техникуме, в этой связи, в силу отсутствия у него полного специального и северного стажа, ему назначена пенсия с понижающими коэффициентами. Однако, как полагает, решение о назначении ему пенсии с понижающими коэффициентами не правомерно, поскольку действующее в спорные периоды законодательство, позволяло засчитывать названные периоды в соответствующий стаж. Таким образом, его стаж, путем суммирования стажа на работах в районах крайнего севера и специального стаж на соответствующих видах, будет составлять 15 лет 11 месяцев 4 дня, в связи с чем он имеет право на установление ему пенсии с повышающим коэффициентом (от 1,4 до 1,9). Более того, включение в стаж периода учебы повлияет на величину расчетного капитала, приобретенного до 01.01.1991, поскольку увеличит общий страховой стаж, который к моменту назначения ему пенсии будет составлять более 25 лет, а календарный стаж работы в районах крайнего севера на момент назначения пенсии - более 20 лет. Просит, уточнив требования, обязать ответчика включить период службы в рядах Советской Армии (с дата по дата) в специальный стаж с тяжелыми условиями труда; включить в страховой стаж время (с дата по дата) прохождения обучения в техникуме; произвести перерасчет пенсии исходя из полного специального стажа, учитывая сроки исковой давности; произвести перерасчет пенсии с повышающим коэффициентом, равном 1,7 с даты обращения - дата; компенсировать расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере ... руб.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе К.С.В. указывает на незаконность и необоснованность решения, подлежащем отмене ввиду существенного нарушения норм процессуального права, а также вследствие неправильного определения обстоятельств по делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ-УПФ РФ в г. Октябрьский РБ А.Е.Н., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный законодатель в пункте 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, определилусловия назначения страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе закрепил минимальную продолжительность стажа работы в указанных районах, согласно которых страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть 2).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 12 названного федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, установлены условия для включения периодов в соответствующий стаж, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 4)
При этом действующим законодательством зачет периодов прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера не предусмотрен. Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" учитываются только в страховой стаж.
Как установлено судом первой инстанции и из материалов дела следует, что К.С.В. дата по достижению возраста 50 лет, досрочно назначена трудовая пенсия по старости в связи с наличием у него стажа работы с тяжелыми условиями труда и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Указанная пенсия назначена К.С.В. в связи с наличием у него стажа продолжительностью 12 лет 1 месяц 16 дней на соответствующих видах работ до дата как более выгодный вариант, поскольку продолжительность стажа в районах Крайнего Севера, рассчитанного с учетом стажа работы в приравненных к ним местностях, составляет 13 лет 11 месяцев 12 дней, то есть менее 15 календарных лет.
Согласно представленным материалам, К.С.В. в период: с дата по дата осуществлял трудовую деятельность в качестве помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с дата. по дата проходил обучение Октябрьском нефтяном техникуме им. К.С.И.; с дата. по дата. осуществлял трудовую деятельность в Октябрьском УБР Экспедиция глубокого эксплуатационного бурения N ... в качестве слесаря по ремонту бурового оборудования в районах Крайнего Севера; с дата. по дата. проходил службу в Вооруженных силах Советской Армии; с дата. по дата. осуществлял трудовую деятельность в Октябрьском УБР в качестве слесаря по обслуживанию буровых в районах Крайнего Севера.
Разрешая спор по существу и отказывая К.С.В. в удовлетворении иска о включении периодов работы в специальный стаж и перерасчете пенсии, суд первой инстанции сославшись на вышеназванные нормы материального права, исходя из того, что К.С.В. реализовал свое право на льготную пенсию по достижении возраста 50 лет в рамках действующего пенсионного законодательства, которое не позволяет включать в специальный стаж периоды прохождения военной службы по призыву, но при этом дает преимущество в части снижения пенсионного возраста, обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения периода службы в Советской Армии в специальный трудовой стаж истца и перерасчета пенсии с учетом этих периодов.
Поскольку период работы К.С.В. до службы в армии с дата. по дата. не подлежит зачету в его специальный трудовой стаж, период работы после службы в армии с дата. по дата. также не подлежит зачету в его специальный трудовой стаж в соответствии со Списком N2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173.
Оценивая периоды работы К.С.В. по законодательству, действовавшему на момент выполнения соответствующей работы, т.е. в соответствии со Списком N2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, периоды работы с дата. по дата. в качестве слесаря по обслуживанию буровых, с дата. по дата. в качестве производителя работ вышкостроения не подлежат зачету в специальный трудовой стаж по нормам ранее действовавшего законодательства, т.к. Списком N2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, указанные профессии не предусмотрены.
Судебная коллегия указанный вывод суда первой инстанции находит правильным, поскольку он основан на фактических обстоятельствах и материалах дела, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Совокупность фактов, имеющих юридическое значение для разрешения заявленного иска, судом установлена, представленным доказательствам дана оценка по правилам, предусмотренным процессуальным законом, постановленное решение является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств и оспаривание правильности выводов суда об установленных им обстоятельствах. Так, пенсионное законодательство, действовавшее до 01.01.1992г., то есть до принятия Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990г. N340-1, которое позволяло включать в специальный стаж периоды прохождения военной службы по призыву, не предусматривало назначение льготной пенсии с двойным снижением возраста, то есть по достижении мужчиной 50 лет (за работу по Списку N2 и за работу в районах Крайнего Севера), а давало лишь право на назначение пенсии на льготных условиях либо за работу с тяжелыми условиями труда - мужчинам по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет (п/п."б"п.16 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. N590); либо за работу не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - мужчинам по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет (п/п."д" п. 16 вышеназванного Положения).
Применяя ранее действовавшее пенсионное законодательство, предусматривавшее включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву, К.С.В. мог реализовать свое право на назначение льготной пенсии только по достижении 55 лет, то есть за работу по Списку N2 не менее 25 лет либо за работу в районах Крайнего Севера не менее 15 лет. Между тем, как указывалось выше, К.С.В. реализовал свое право на льготную пенсию по достижении возраста 50 лет в рамках действующего пенсионного законодательства, которое не позволяет включать в специальный стаж периоды прохождения военной службы по призыву, но при этом дает преимущество в части снижения пенсионного возраста. Права К.С.В., гарантированные Конституцией РФ, не были нарушены, а изменение пенсионного законодательства не послужило основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Довод апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда об отказе в перерасчете пенсии, также являются несостоятельными, ввиду следующего:
Согласно положениям пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (не свыше 1,4, 1,7, 1,9) при осуществлении оценки пенсионных прав, может быть применено к лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 названного Федерального закона.
К лицам, указанным абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Закона N173-Ф3, относятся мужчины, достигшие возраста 55 лет, если они по состоянию на 01.01.2002г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют на 01.01.2002г. страховой стаж не менее 25 лет.
Продолжительность стажа работы К.С.В. в районах Крайнего Севера с учетом стажа работы в приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ на 01.01.2002г. составляет 13л. 11мес. 12дн? т.е. менее требуемых 15 календарных лет.
Следовательно, правовые основания для перерасчета пенсии К.С.В. с учетом повышенного отношения заработка отсутствуют.
Кроме того, следует иметь в виду, что даже в случае включения периода службы в армии в стаж работы К.С.В. с тяжелыми условиями труда, указанные периоды не подлежат включению в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для применения повышенного отношения заработка.
Применение повышенного отношения заработков для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях, было введено лишь с 01.01.2002г. с введением в действие Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
До введения в действие указанного закона законодательство предусматривало применение повышенного отношения заработка только для лиц, проживающих на момент назначения пенсии в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях.
Также нормами ранее действовавшего пенсионного законодательства не предусматривалось приравнивание (суммирование) работы с тяжелыми условиями труда к работе в районах Крайнего Севера.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном отказе в удовлетворении требований о включение периодов военной службы и учебы в стаж работы в районах Крайнего Севера не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшим до 01.01.2015г.) перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Статьей 23 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрены те же сроки перерасчета пенсии. Заявление о перерасчете пенсии в связи с увеличением специального трудового стажа К.С.В. не подавалось.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу К.С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи А.В. Идрисова
Н.Н. Мартынова
...
Справка: судья С.И.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.