Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.
судей Куловой Г.Р. и Пономаревой Л.Х.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Галиева У.Т. к Призывной комиссии ... об обжаловании решения призывной комиссии, по апелляционной жалобе Галиева У.Т. на решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Галиев У.Т. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии по ... от ... , которым ему отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
В обоснование иска указал, что ... в отдел военного комиссариата по Октябрьскому и ... им подано заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, так как военная служба противоречит его убеждениям. ... на заседании призывной комиссии принято решение об отказе Галиеву У.Т. в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, поскольку были нарушены сроки подачи такого заявления, и указанные причины пропуска подачи заявления на альтернативную гражданскую службу не признаются уважительными. Кроме того, призывная комиссия приняла решение призвать его на военную службу, определив дату отправки к месту прохождения службы ... По мнению истца, принятое решение является незаконным, поскольку в выписке из книги протоколов заседаний призывной комиссии ... (протокол N ... от ... ) отсутствует мотивировочная часть, во время заслушивания призывной комиссией не была рассмотрена его характеристика, были заданы вопросы о состоянии здоровья, что противоречит пункту 1 статьи 13 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", на заседании призывной комиссии присутствовал начальник отделения подготовки призыва граждан на военную службу ... , не включенный в состав призывной комиссии, что является нарушением пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Просил суд признать решение Призывной комиссии ... от ... об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу незаконным и отменить; решение Призывной комиссии ... от ... о призыве Галиева У.Т. на военную службу отменить; обязать отдел Военного комиссариата и Призывную комиссию строго соблюдать федеральное законодательство.
Решением Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... постановлено:
в удовлетворении административное исковое заявление Галиева У.Т. к Призывной комиссии ... об обжаловании решения призывной комиссии отказать.
В апелляционной жалобе Галиев У.Т. просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска.
В судебное заседание лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Согласно статье 15 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации определено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Положениями пункта 1 статьи 28 Федерального "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Альтернативная гражданская служба согласно статьям 1, 2 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" - это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
- он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;
- характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
- в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
- он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
- ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.
Согласно статье 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает: подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой; рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене; явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссариатом и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.
В пункте 4 статьи 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", устанавливающей порядок рассмотрения заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, содержится также исчерпывающий перечень оснований к отказу в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Предусмотрено, что призывная комиссия может отказать гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Судом установлено, что ... Галиев У.Т. обратился в отдел Военного комиссариата по ... и ... Республики Башкортостан с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Решением призывной комиссии ... от ... Галиеву У.Т. отказано в замене срочной военной службы на альтернативную гражданскую службу, поскольку нарушен срок подачи заявления.
Письмом от ... , направленным в адрес Галиева У.Т., начальником отдела Военного комиссариата по ... и ... Республики Башкортостан разъяснено, что согласно выписки из книги протоколов заседаний призывной комиссии ... городского округа ... Республики Башкортостан, протоколом N ... от ... призывнику Галиеву У.Т., ... года рождения, проживающему по адресу: ... , вынесено решение о призыве на военную службу.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "О военной обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в их отношении одного из следующих решений:
о призыве гражданина на военную службу
о направлении на альтернативную гражданскую службу
о предоставлении отсрочки
об освобождении от военной службы.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "О военной обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Из изложенного следует, что доводы истца о нарушении ответчиком гарантированных прав о не направлении его на альтернативную гражданскую службу, являются необоснованными, поскольку законодательство об альтернативной гражданской службе четко прописывает процедуру и сроки для обращения гражданина для прохождения такой службы.
Кроме того, обосновывая исковые требования, Галиев ссылается на то, что несение военной службы противоречит его религиозным убеждениям.
Между тем, из представленных истцом документов объективно не усматривается, что заявитель в действительности имеет устойчивые убеждения на протяжении значительного периода времени в образе жизни, характере социального поведения, которые противоречат несению им военной службы, поскольку из показаний Галиева У.Т. в суде первой инстанции следует, что убеждения, которые препятствуют ему нести военную службу, сформировались недавно.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии мотивированного решения призывной комиссии, опровергаются представленной ответчиком выпиской из книги протоколов заседаний призывной комиссии, в которой указано решение призывной комиссии и основания его принятия.
Доводы жалобы о наличии у истца таких убеждений, которые указывают на невозможность исполнения обязанностей военной службы, являются бездоказательными, поскольку не свидетельствуют о сложившихся убеждениях, которые подтверждали бы приверженность истца к одному из религиозных течений.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Галиева У.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.