Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
при секретаре ФИО7
с участием представителей административного истца по доверенности Шамсутдиновой И.Х., Иванова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Белебеевский ордена "Знак Почета" молочный комбинат" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
открытое акционерное общество "Белебеевский ордена "Знак Почета" молочный комбинат" (далее - ОАО "Белебеевский молочный комбинат", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами: N ... , равной их рыночной стоимости, указав, что установленная кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненном ООО КЦ "БашЭксперт", что нарушает его права как собственника и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 мая 2017 года производство по настоящему административному делу в части исковых требований ОАО "Белебеевский молочный комбинат" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... , а также в части обязания административных ответчиков внести изменения в государственный кадастр недвижимости прекращено в связи с отказом административного истца от заявленных требований.
В судебном заседании Шамсутдинова И.Х., Иванов А.Н., представляющие интересы административного истца по доверенности, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просили установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости исходя из результатов проведенной судебной экспертизы, не поддержав ранее представленный отчет об оценке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав представителей административного истца по доверенности Шамсутдинову И.Х., Иванова А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не являются.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
В судебном заседании установлено, что ОАО "Белебеевский молочный комбинат" является собственником земельных участков: с кадастровым номером N ... , с кадастровым номером N ... с кадастровым номером N ... , с кадастровым номером N ... с кадастровым номером N ... , с кадастровым номером N ... с кадастровым номером N ... , с кадастровым номером N ... с кадастровым номером N ... с кадастровым номером N ... , с кадастровым номером N ... , с кадастровым номером 02 N ... с кадастровым номером N ... , с кадастровым номером N ... (т. 1 л.д. 17-32, т. 3 л.д. 32-82).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2015 года N 482 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, по состоянию на 1 января 2015 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, определенные по состоянию на 1 января 2015 года.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 9 сентября 2016 года и ответа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан N 028850 от 28 марта 2017 года на запрос суда следует, что спорные земельные участки не вошли в перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки, их кадастровая стоимость определена Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан по состоянию на 8 мая 2015 года, на дату постановки их на кадастровый учет, и составляет: с кадастровым номером N ... - 2 039 932,64 руб., N ... - 3 522 428,53 руб., N ... - 2 185 152,06 руб., N ... - 4 052 993,97 руб., N ... - 2 389 931,40 руб., N ... - 4 158 764,02 руб., N ... - 2 848 930,59 руб., N ... - 165 229,97 руб., N ... - 5 661 270,46 руб., N ... - 516 843,92 руб., N ... - 4 858 561,54 руб., N ... - 3 652 211,24 руб., N ... - 19 893 345,35 руб., N ... - 4 544 6814,77 руб., N ... - 2 169 143,62 руб. (т. 1 л.д. 34-48, т. 3 л.д. 153-161).
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как собственника, обратился с указанным выше административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости истцом представлен отчет об оценке N ... года, выполненный ООО КЦ "БашЭксперт", согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 8 мая 2015 года составляет: с кадастровым номером N ... - 557 179 руб., N ... - 962 102 руб., N ... - 596 844 руб., N ... - 1 107 018 руб., N ... - 652 749 руб., N ... - 1 135 908 руб., N ... - 778 145 руб., N ... - 45 130 руб., N ... - 1 546 296 руб., N ... - 141 169 руб., N ... - 1 327 048 руб., N ... - 997 550 руб., N ... - 5 041 796 руб., N ... - 1 241 316 руб., N ... - 592 471 руб. (т. 2 л.д. 1-361).
Положительным экспертным заключением N ... года, подготовленным Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", названный отчет признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными (т. 3 л.д. 1-138).
В целях установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости административный истец 21 сентября 2016 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 ноября 2011 года. N П/454 (далее Комиссия). Решением Комиссии N ... года заявление отклонено по причине несоответствия оформления и содержания отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (т. 1 л.д. 86-91).Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителей административного истца, учитывая значительное расхождение между кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, определенной в отчете об оценке, с целью определения рыночной стоимости спорных объектов определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 марта 2017 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Агентство судебной экспертизы и оценки" ФИО8
Согласно заключению эксперта ФИО9 N ... года рыночная стоимость по состоянию на 8 мая 2015 года земельных участков составляет: с кадастровым номером N ... - 1 104 275 руб., N ... - 1 906 794 руб., 02:63:011014:794 - 1 182 887 руб., N ... - 2 194 005 руб., N ... - 1 293 686 руб., N ... - 2 251 261 руб., N ... - 1 542 210 руб., N ... - 89 444 руб., N ... - 3 064 612 руб., N ... - 279 783 руб., N ... - 2 630 082 руб., N ... - 1 977 049 руб., N ... - 9 892 024 руб., N ... - 2 460 170 руб., N ... - 1 174 221 руб. (т. 4 л.д. 1-173).
Вышеуказанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости земельных участков. При исследовании эксперт применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков Республики Башкортостан. В качестве аналогов объектов оценки выбраны объекты сходные по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектом оценки, на различия между объектами оценки и объектами-аналогами экспертом применены соответствующие корректировки, с обоснованием применения каждой корректировки, в заключении приведены расчеты и имеются ссылки на источники информации.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
Положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности имеют специальный характер и не ограничивают правообладателей земельных участков в использовании судебной защиты, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца как собственника земельных участков, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка в соответствии с частью 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд полагает, что истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельных участков их рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе экспертное заключение N 11/2017 от 13 апреля 2017 года, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования.
Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.
В силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В данном случае общество обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию 21 сентября 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление открытого акционерного общества "Белебеевский ордена "Знак Почета" молочный комбинат" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 1 104 275 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 1 906 794 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 1 182 887 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 2 194 005 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 1 293 686 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 2 251 261 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 1 542 210 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 89 444 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимостью по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 3 064 612 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 279 783 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 2 630 082 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 1 977 049 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 9 892 024 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 2 460 170 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015 года в размере 1 174 221 руб.
Датой подачи заявления считать 21 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.