Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
при секретаре ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест недвижимость" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвест недвижимость" (далее - ООО "Инвест недвижимость", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений: с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 50 300 000 руб.; с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 44 400 000 руб.; с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 февраля 2015 года в размере 45 800 000 руб.; с кадастровым номером N ... , N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 45 200 000 руб.; с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 17 880 000 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость вышеназванных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке N 79-16 от 17 ноября 2016 года и N 80-16 от 2 ноября 2016 года, выполненных ООО "Бюро права и оценки", что нарушает его права как собственника и ведет к уплате налога на имущество в завышенном размере.
Представитель административного истца по доверенности Салова Е.А. в судебное заседание не явилась, в своем заявлении просит административное дело рассмотреть в ее отсутствие, также просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости исходя из результатов проведенной судебной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых не признана судом обязательной.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" на территории Республики Башкортостан с 1 января 2015 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Частью 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При рассмотрении дела установлено, что ООО "Инвест недвижимость" является собственником нежилых помещений: с кадастровым номером N ... с кадастровым номером 02 N ... , N ... с кадастровым номером N ... ; с кадастровым номером N ... ; с кадастровым номером N ... (т. 1 л.д. 25-61).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 496 от 24 ноября 2015 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 января 2015 года.
В соответствии с названным постановлением кадастровая стоимость нежилых помещений: с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 108 724 589,09 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 80 109 456,22 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 6 февраля 2015 года составляет 100 216 068,29 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 100 530 818,41 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 31 920 959 руб. (т. 2 л.д. 145-149).
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как собственника, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости административным истцом представлены отчеты об оценке N ... года и N ... , выполненные ООО "Бюро права и оценки", согласно которым рыночная стоимость нежилых помещений: с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 50 300 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 44 400 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 6 февраля 2015 года составляет 45 800 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 45 200 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 17 880 000 руб. (т. 1 л.д. 67-269, т. 2 л.д. 2-105). На данные отчеты получены положительные экспертные заключения, подготовленные саморегулируемой организацией Региональная ассоциация оценщиков (т. 2 л.д. 107-140).
В целях установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости административный истец 7 декабря 2016 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 ноября 2011 года. N П/454 (далее Комиссия). Решением Комиссии N 1246 от 27 января 2017 года заявление отклонено по причине несоответствия оформления и содержания отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (т. 1 л.д. 62-65).
Учитывая значительное расхождение между кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, определенной в представленных административным истцом отчетах об оценке, с целью определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 апреля 2017 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Центр кадастра оценки права" эксперту ФИО7
Согласно заключению эксперта ФИО8 N ... рыночная стоимость нежилых помещений: с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 50 400 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 44 100 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 6 февраля 2015 года составляет 46 000 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 45 300 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 18 000 000 руб. (т. 2 л.д. 1-169).
Вышеуказанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения рыночной стоимости объектов недвижимости. При исследовании эксперт применил сравнительный и доходный подходы к оценке, обосновал отказ от затратного подхода. На основании полученных результатов экспертом произведено согласование результатов применения двух подходов и определено итоговое значение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе заключение N ... года, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования.
Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.
В силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В данном случае административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию 7 декабря 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Инвест недвижимость" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 50 400 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 44 100 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 февраля 2015 года в размере 46 000 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 45 300 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 18 000 000 руб.
Датой подачи заявления считать 7 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.