Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Тарасенко М.И.,
членов президиума: Васильевой Е.Г., Иващенко В.Г.,
Леонтьева С.А., Усмановой Р.Р.,
Шакирова Р.С., Юлдашева Р.Х.,
при секретаре Ракиповой Г.Х.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прояева Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей Республики Башкортостан о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гадиева И.С. от 21 марта 2017 года,
по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей Республики Башкортостан Крыловой Н.И., поступившей 12 января 2017 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гадиева И.С., президиум
установил:
Прояев Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей Республики Башкортостан (далее также ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал на то, что решением от 20 ноября 2015 года N ... ответчик отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Ответчиком определен стаж на работах с тяжелыми условиями труда (Список N2) 1 год 2 месяца 21 день, стаж в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, 8 лет 8 месяцев 22 дня. При этом в специальный стаж ответчиком не были включены периоды нахождения в учебных отпусках, повышения квалификации, а также службы в армии, с учетом которых, а также при суммировании стажа на работах с тяжелыми условиями труда и на работах на железнодорожном транспорте его специальный стаж превышает 12 лет 6 месяцев.
Просил обязать ответчика включить в стаж в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, период службы в Вооружённых Силах СССР с 9 ноября 1976 года по 23 ноября 1978 года, периоды нахождения в учебных отпусках с 10 февраля 2003 года по 21 февраля 2003 года, с 29 марта 2004 года по 9 апреля 2004 года, нахождения на курсах с отрывом от производства с 22 сентября 2003 года по 3 октября 2003 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 21 октября 2015 года.
Решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 года исковые требования удовлетворены частично; признано незаконным и отменено решение N ... ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г.Белебей РБ от 20 ноября 2015 года в части незачтения в стаж работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах с отрывом от производства; на ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ возложена обязанность включить в указанный специальный стаж работы периоды нахождения в учебных отпусках с 10 февраля 2003 года по 21 февраля 2003 года (12 дней), с 29 марта 2004 года по 9 апреля 2004 года (11 дней) и период нахождения на курсах с отрывом от производства с 22 сентября 2003 года по 3 октября 2003 года; Прояеву Н.А. в удовлетворении требований о включении в стаж работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 9 ноября 1976 года по 23 ноября 1978 года и обязании назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 21 октября 2015 года отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 октября 2016 года решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 года отменено в части отказа во включении в стаж работы периода службы в Вооруженных Силах СССР с 9 ноября 1976 года по 23 ноября 1978 года, признания решения ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ N ... от 20 ноября 2015 года в этой части незаконным и обязании назначить Прояеву Н.А. досрочную страховую пенсию по старости с 21 октября 2015 года, в отмененной части принято новое решение, которым признано незаконным решение ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ N ... от 20 ноября 2015 года в части незачтения в стаж работы периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР, включен в стаж работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, период службы в Вооруженных Силах СССР с 9 ноября 1976 года по 23 ноября 1978 года и назначена Прояеву Н.А. досрочная страховая пенсия по старости с 21 октября 2015 года; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе начальник ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г.Белебей РБ Крылова Н.И. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на то, что положения Постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" не предусматривали право на пенсию на льготных условиях рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и соответственно возможность включения службы в армии в указанный стаж. Право на досрочную пенсию указанной категории работников впервые было установлено Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2121-1, которым были внесены изменения и дополнения в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 в силу предписаний, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, может применяться лишь при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда (Список N2), для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года. Также указывает на то, что при суммировании работ с тяжелыми условиями труда и работ на железнодорожном транспорте досрочная пенсия может быть назначена лишь при наличии специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев, при этом снижение пенсионного возраста не предусмотрено.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гадиева И.С. от 21 марта 2017 года дело по кассационной жалобе начальника ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ Крыловой Н.И. передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения, выслушав пояснения представителя ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ Куликовой Е.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Прояева Н.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 390 ГПК Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии со статьей 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм права.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Прояев Н.А. 21 октября 2015 года обратился в ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа N ... от 20 ноября 2015 года определен стаж Прояева Н.А. на работах с тяжелыми условиями труда (Список N2) 1 год 2 месяца 21 день, стаж в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, 8 лет 8 месяцев 22 дня. Прояеву Н.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого стажа (12 лет 6 месяцев) при суммировании работ с тяжелыми условиями труда и работ в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, указанный стаж определен ответчиком 9 лет 11 месяцев 13 дней.
При этом ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды службы в Вооружённых Силах СССР с 9 ноября 1976 года по 23 ноября 1978 года, периоды нахождения в учебных отпусках с 10 февраля 2003 года по 21 февраля 2003 года, с 29 марта 2004 года по 9 апреля 2004 года, нахождения на курсах с отрывом от производства с 22 сентября 2003 года по 3 октября 2003 года.
Удовлетворяя заявленные требования о включении в стаж работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, периодов нахождения Прояева Н.А. в учебных отпусках, на курсах с отрывом от производства, суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 167, 173 ТК Российской Федерации исходил из того, что учебные отпуска относятся к дополнительным отпускам с сохранением среднего заработка, с которого работодатель должен отчислять страховые взносы в Пенсионный фонд, прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью трудовой деятельности истца, в указанный период работодателем также производилось отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд.
Решение суда, в данной части оставленное без изменения судом апелляционной инстанции, в поданной кассационной жалобе не оспаривается.
Отказывая Прояеву Н.А. в части включения периода службы в Вооруженных Силах СССР с 9 ноября 1976 года по 23 ноября 1978 года в стаж работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и назначения Прояеву Н.А. досрочной страховой пенсии по старости с 21 октября 2015 года, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" не предусматривало право на пенсию на льготных условиях указанной категории рабочих, в связи с чем период службы в армии в специальный стаж включен быть не может. Отказывая в удовлетворении требований о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста, суд указал на то, что истец не проработал на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку N2) не менее половины срока, установленного пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", его стаж на данных видах работ составляет 1 год 2 месяца 21 день.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции и отменил решение в указанной части.
Принимая новое решение об удовлетворении исковых требований о включении периода службы в Вооруженных Силах СССР с 9 ноября 1976 года по 23 ноября 1978 года в стаж работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, судебная коллегия исходила из того, что период прохождения службы может быть приравнен к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, в силу подпункта "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N590; периоду прохождения службы истцом предшествовала работа электромонтером дистанции контактной сети на магистральных железных дорогах Чишминской дистанции электроснабжения.
Возлагая обязанность на ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 21 октября 2015 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что с учетом суммирования работ с тяжелыми условиями труда, работ в качестве рабочих на железнодорожном транспорте, включенных в специальный стаж судом первой инстанции периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, а также включенного судом апелляционной инстанции периода службы в армии, специальный стаж истца составляет 12 лет 1 месяц 5 дней, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" позволяет назначить истцу досрочную пенсию с 56 лет.
Между тем с выводами судебной коллегии согласиться нельзя по следующим основаниям.
Пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 года, было предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин), мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (абзац 1 пункта 2 части 1 статьи 27).
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (абзац 2 пункта 2 части 1 статьи 27).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что досрочная трудовая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения закреплены в пунктах 2 и 5 части 1 статьи 30 вступившего в силу с 1 января 2015 года Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Подпунктом "а" пункта 3 данного Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрена возможность, по выбору застрахованного лица, применения соответствующих положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а" (Список N 1, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года), абзаце третьем подпункта "б" (Список N 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года) и абзаце третьем подпункта "в" (Список производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1021, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 года) пункта 1 настоящего постановления.
Возможность применения Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, при исчислении периодов работы лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 не предусматривает.
Подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, установлено, что служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в общий стаж работы (далее - Положения).
Абзацем 14 пункта 109 данного Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Право на пенсию на льготных условиях рабочим локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, указанным нормативным актом не предусматривалось. Такое право для указанной категории работников впервые было установлено Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2121-1 "О внесении изменений и дополнений в статьи 8 и 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР.
Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 был утвержден Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Таким образом, судебная коллегия, применяя к спорным правоотношениям нормативное регулирование, предусмотренное пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, не учла, что указанный нормативный правовой акт, также как и Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" не предусматривают возможность включения периодов службы в армии в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях рабочим локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Период службы в армии мог быть включен в стаж работы по Списку N2 в соответствии с абзацем 14 пункта 109 Положения при условии, если бы работа в тяжелых условиях труда предшествовала службе, либо следовала за ее окончанием. Вместе с тем указанное обстоятельство судами не установлено и из материалов дела не усматривается.
Выводы судебной коллегии о том, что при наличии суммированного специального стажа работы истца менее 12 лет 6 месяцев возможно назначение досрочной страховой пенсии с понижением возраста, также сделаны при неправильном применении норм материального права.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено суммирование различных льготных периодов работ. При этом предусмотрено, что к работе по подпункту 2 пункта 2 настоящих Правил (работе с тяжелыми условиями труда) производится суммирование периодов работ по подпункту 5 пункта 2 настоящих Правил (работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы), только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, который предусматривает специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев.
Из изложенного следует, что такое суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ. Если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренное абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, не применяется в силу прямого указания на это в подпункте 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрена также возможность прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 5, периодов работ, указанных в подпункте ... 2, вместе с тем Федеральный закон "О страховых пенсиях", также как и ранее действовавший Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусматривают возможности назначения досрочной страховой пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа для рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене; указанной категории работников досрочная страховая пенсия назначается при наличии специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин.
С учетом суммирования работ с тяжелыми условиями труда, работ в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, включенных судом первой инстанции в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках и курсах повышения квалификации, специальный стаж истца на день обращения в ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ составлял менее требуемых 12 лет 6 месяцев, в связи с чем право на назначение досрочной страховой пенсии у него не возникло.
Неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права привело к неправомерному возложению на пенсионный орган обязанности по назначению досрочной страховой пенсии при отсутствии на то оснований; допущенное судом нарушение является существенным, без устранения которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
При изложенных обстоятельствах президиум Верховного Суда Республики Башкортостан считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 октября 2016 года в той части, в которой отменено решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 года об отказе в удовлетворении иска о включении в стаж работы Прояева Н.А. периода службы в Вооруженных Силах СССР с 9 ноября 1976 года по 23 ноября 1978 года, признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей Республики Башкортостан N ... от 20 ноября 2015 года в этой части незаконным и обязании назначить Прояеву Н.А. досрочную страховую пенсию по старости с 21 октября 2015 года, и принято новое решение об удовлетворении указанных требований.
Поскольку при рассмотрении дела суд первой инстанции верно установилюридически значимые обстоятельства по делу, правильно применил и истолковал закон, президиум считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, оставить в силе в данной части решение суда первой инстанции.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в резолютивной части постановления суда кассационной инстанции должен быть разрешен вопрос об отмене приостановления исполнения решения суда.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 января 2017 года исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 октября 2016 года приостанавливалось до окончания производства в суде кассационной инстанции. В связи с разрешением жалобы ГУ УПФ России в Белебеевском районе и г. Белебей РБ оснований для дальнейшего приостановления исполнения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 388, 390 ГПК Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан,
постановил:
отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 октября 2016 года в части, в которой отменено решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 года об отказе в удовлетворении иска о включении в стаж работы Прояева Н.А. периода службы в Вооруженных Силах СССР с 9 ноября 1976 года по 23 ноября 1978 года, признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей Республики Башкортостан N ... от 20 ноября 2015 года в этой части незаконным и обязании назначить Прояеву Н.А. досрочную страховую пенсию по старости с 21 октября 2015 года, и принято новое решение об удовлетворении указанных требований.
Оставить в силе в данной части решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 года.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 октября 2016 года, принятое на основании определения судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 января 2017 года.
Председательствующий М.И. Тарасенко
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.