Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Л.Ф. Митрофановой, А.М. Гильмутдинова,
с участием прокурора Д.Н. Салехова,
при секретаре судебного заседания Д.Р. Джураеве,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф. Митрофановой гражданское дело по апелляционной жалобе С.А. Подгорнова и Г.Ф. Подгорновой на решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 27 января 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Изъять путем выкупа для муниципальных нужд у С.А. Подгорнова, Г.Ф. Подгорновой (ранее Файзулгатовой) принадлежащую им на праве общей долевой собственности квартиру, расположенную по адресу: "адрес", включая долю в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером ... :4, с выплатой собственнику С.А. Подгорнову соразмерно его доле в праве 1/2 выкупной цены в размере 186271 (сто восемьдесят шесть тысяч двести семьдесят один) рубль 80 копеек, собственнику Г.Ф. Подгорновой 186271 (сто восемьдесят шесть тысяч двести семьдесят один) рубль 80 копеек.
Прекратить право общей долевой собственности С.А. Подгорнова и Г.Ф. Подгорновой на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", включая долю в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером ... 4, после получения С.А. Подгорновым, Г.Ф. Подгорновой выкупной цены за данную квартиру, исключив соответствующую запись из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признать право собственности Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" включая долю в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером ... :4, после выплаты С.А. Подгорнову, Г.Ф. Подгорновой выкупной цены за данную квартиру.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Г.Ф. Подгорновой и ее представителя В.А. Саранцева, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан Ю.А. Пугачевой, возражавшей против удовлетворения жалобы, заслушав заключение прокурора Д.Н. Салехова, полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
Болгарский городской исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан обратился к С.А. Подгорнову, Г.Ф. Подгорновой об изъятии жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность путём выкупа и прекращения права собственности на жилое помещение и земельный участок.
В обоснование заявленных требований указал, что ответчики являются собственниками жилого помещения - квартиры "адрес", общей площадью 33,8 кв.м на праве общей долевой собственности. Согласно заключению Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда от 11 декабря 2009 года многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес", является аварийным и подлежащим сносу. Постановлением руководителя Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от 11 декабря 2009 года N 28 "О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу" жилой дом по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с требованиями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации 26 мая 2015 года Болгарским городским исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан ответчикам были вручены требования о необходимости самостоятельно в срок до 01 декабря 2015 года произвести снос или реконструкцию указанного жилого помещения. Данные требования ответчиками получены 26 мая 2015 года, что подтверждается подписью ответчиков на требованиях. В установленный в требовании срок ответчики снос или реконструкцию указанного дома не осуществили.
Болгарским городским исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан 24 декабря 2015 года принято постановление N 188 "Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд". Данное постановление в установленном порядке направлено в Спасский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 30 декабря 2015 года письмом за N 695, опубликовано в районной газете "Новая жизнь" N 4 от 22 января 2016 года, 29 декабря 2015 размещено на официальном сайте Спасского муниципального района Республики Татарстан, 01 февраля 2016 года на официальном сайте правовой информации (//http:pravo.tatarstan.ru). Болгарским городским исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан 24 декабря 2015 года в адрес ответчиков направлены уведомления об изъятии земельного участка и жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: "адрес". Вместе с уведомлениями ответчикам направлялся проект договора выкупа жилого помещения и копия постановления об изъятии жилого помещения, также было предложено прибыть в Болгарский городской исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан для обсуждения и заключения договора выкупа жилого помещения в срок до 01 февраля 2016 года. Данные уведомления ответчиками были получены 30 декабря 2015 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Истцом ответчикам предлагалось возмещение за изымаемое жилое помещение и долю в праве общей собственности на земельный участок в размере 11022 рубля за 1 кв.м. Указанная выкупная цена, предложенная за жилое помещение и земельный участок, охватывала все убытки и расходы, предусмотренные частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, возмещение за изымаемое жилое помещение и долю в праве общей собственности на земельный участок предлагалось в размере 372543 рубля 60 копеек. В связи с тем, что ответчики от выкупа принадлежащего им жилого помещения отказались, 2 декабря 2015 года была проведена оценка принадлежащего ответчикам аварийного жилого помещения. Рыночная стоимость жилого помещения вместе с земельным участком составила 112962 рубля. Ответчики были письменно уведомлены о возможности после получения возмещения за изъятое жилое помещение заключения договоров денежного займа на приобретение (строительство) жилого помещения с Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан. Однако ответчики данное предложение проигнорировали. Ответчики отказались осуществлять реконструкцию или снос указанного аварийного дома, а также от выкупа принадлежащего им жилого помещения по предложенной выкупной цене. Процедура изъятия, предусмотренная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления полностью соблюдена.
Истец просил изъять путём выкупа для муниципальных нужд у С.А. и Г.Ф. Подгорновых принадлежащую им на праве общей долевой собственности квартиру, расположенную по адресу: "адрес", и долю ответчиков в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером ... :4, расположенный по адресу: "адрес", с выплатой собственникам выкупной цены в размере 112962 рубля. Прекратить право собственности ответчиков на названные выше объекты и признать право собственности Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан на данные объекты.
В заседании суда первой инстанции представитель истца М.П. Хрусталева исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив выкупную цену, подлежащую выплате ответчикам за изымаемое жилое помещение и долю в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером ... :4, на основании судебной экспертизы 333948 рублей 35 копеек.
Ответчики Г.Ф. Подгорнова, С.А. Подгорнов и их представитель В.А. Саранцев требования истца не признали, полагали предложенную выкупную цену заниженной, не соответствующей действительной рыночной стоимости принадлежащего им жилого помещения. Пояснили, что эксперт неправильно применил методы оценки, данное им экспертное заключение от 12.01.2017 не соответствует требованиям закона. Просили определить выкупную цену в размере 987 000 рублей на основании представленного ими заключения.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, своего представителя в суд не направило.
Суд, удовлетворив исковые требования, принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе С.А. Подгорнов и Г.Ф. Подгорнова просят отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан. В жалобе отмечается, что судом необоснованно не приняты во внимание их доводы о нарушении органом местного самоуправления порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, указывая на то, что согласно судебной экспертизе дом, подлежащий изъятию, находится в удовлетворительном состоянии. Выражают несогласие с выкупной ценой изымаемого имущества, предложенной истцом, указывают на ущемление их прав на получение другого жилого помещения взамен изымаемого.
В возражениях на апелляционную жалобу, руководитель Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан А.М. Тюленев, приводя свои доводы в опровержение, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
От заместителя прокурора Спасского района Республики Татарстан Ф.Ф. Гайсина также поступили возражения на доводы апелляционной жалобы с указанием на отсутствие оснований для их удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции Г.Ф. Подгорнова и ее представитель В.А. Саранцев апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержали.
Представитель Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан Ю.А. Пугачева с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Прокурор Д.Н. Салехов дал заключение об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 данной статьи, допускается только с согласия собственника.
Из материалов дела следует, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 19 апреля 2001 года, соглашения об определении долей, договора купли-продажи доли в праве на квартиру от 10 июля 2006 года, собственниками квартиры N ... по адресу: "адрес" общей площадью 33,8 кв.м, являются С.П. Подгорнов (1/2 доля) и Г.Ф. Подгорнова (Файзулгатова) (1/2 доли) на праве общей долевой собственности.
Заключением Межведомственной комиссии N 26 от 11 декабря 2009 года многоквартирный жилой дом N "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан N 28 от 11 декабря 2009 года жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
26 мая 2015 года собственникам квартиры N ... дома N ... по "адрес" С.А. Подгорнову и Г.Ф. Подгорновой (ранее Файзулгатовой) вручены требования N 199 и N 200 от 26 мая 2015 года о проведении сноса или реконструкции аварийного жилого дома в срок до 01 декабря 2015 года. При этом С.А. Подгорнову и Г.Ф. Подгорновой разъяснено, что, если в указанный срок снос или реконструкция многоквартирного жилого дома не будут произведены, принадлежащие им на праве собственности жилое помещение и земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, будут изъяты путём выкупа в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и предложена выкупная цена в размере 11022 рубля за 1 кв.м.
24 декабря 2015 года Болгарским городским исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан вынесено постановление N 188 об изъятии земельного участка с кадастровым номером ... :4, общей площадью 484,19 кв.м, на котором расположен многоквартирный жилой дом N "адрес", признанный аварийным и подлежащим сносу. В связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка постановленоизъять путём выкупа для муниципальных нужд у собственников жилые помещения, находящиеся в названном выше многоквартирном жилом доме, в частности квартиру N ... с кадастровым номером ... :739, общей площадью 33,8 кв.м.
30 декабря 2015 года ответчикам направлены уведомления N 643, 644 от 24 декабря 2015 года об изъятии жилого помещения и земельного участка и предложено прибыть в городской исполнительный комитет района для обсуждения условий соглашения об изъятии жилого помещения. При этом за изымаемое жилое помещение предложено возмещение в размере 112962 рубля. Данные уведомления ответчиками получены 30 декабря 2015 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
30 декабря 2015 года копия названного выше постановления N 188 от 24 декабря 2015 года направлена в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, на основании которой в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись.
16 февраля 2016 года ответчики были проинформированы о возможности заключения с Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан договора денежного займа на приобретение жилого помещения либо получения выкупной цены аварийного жилого помещения.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038 следует, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативно-правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе акты об определении предельной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, используемой при расчете средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Истец, направляя ответчикам первоначальное требование о реконструкции либо сносе аварийного жилья, предлагал выкупную цену, установленную Республиканской адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в размере 11022 рубля за 1 кв.м. Исходя из того, что площадь жилого помещения, принадлежащего ответчикам на праве собственности, составляет 33,8 кв.м, предложенная выкупная цена составила 372543 руб. 60 коп.
В целях определения рыночной стоимости принадлежащего ответчикам жилого помещения судом была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. По результатам данной экспертизы рыночная стоимость спорного жилого помещения с учетом стоимости доли ответчиков в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме и на земельный участок с кадастровым номером ... :4, на котором расположен дом, составляет 242307 рублей.
По результатам повторной судебной экспертизы, проведенной ООО "Центр экспертизы и аккредитации", рыночная стоимость квартиры, общей площадью 33,8 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" с учётом стоимости доли С.А. Подгорнова и Г.Ф. Подгорновой в праве собственности на общее имущество в указанном многоквартирном доме и стоимости доли С.А. Подгорнова и Г.Ф. Подгорновой в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ... :4, на котором расположен дом, составляет 333948 рублей 35 копеек.
Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь указанными выше нормами материального права, суд пришёл к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан ввиду наличия законных оснований для изъятия у С.А. Подгорнова и Г.Ф. Подгорновой жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд путём выкупа с прекращением их права собственности на указанное имущество и признанием права собственности на него за муниципальным образованием после выплаты выкупной цены С.А. Подгорнову в размере 186271 рубль 80 копеек, Г.Ф. Подгорновой - в размере 186271 рубль 80 копеек.
Судебная коллегия считает, что определенная судом первой инстанции выкупная цена жилого помещения в размере 372543 рубля 60 копеек является правильной, поскольку изъятие жилого помещения с выплатой выкупной цены, определенной заключением судебной экспертизы, которая является заниженной по сравнению с ценой, установленной органом местного самоуправления, поставит С.А. Подгорнова и Г.Ф. Подгорнову в неравное положение по сравнению с иными участниками жилищных отношений, а именно с гражданами, которым выплачена выкупная цена в размере, гарантированном органом муниципальной власти.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции правомерно указал на то, что доводы ответчиков о нарушении органом местного самоуправления установленного законом порядка признания жилого помещения аварийным не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Согласно пунктам 6, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 7 данного Положения Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом данного пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
В соответствии с пунктами 33, 34 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу пунктов 42-44 вышеназванного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает, в том числе, решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
Как следует из акта обследования и заключения межведомственной комиссии от 11 декабря 2009 года многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес", имеет фактический износ 68%. Здание деревянное эксплуатируется более 55 лет, капитальный ремонт не производился, в результате длительной эксплуатации нижние венцы сруба, подоконные подушки, рамы, полы сгнили, потолочные перекрытия прогнулись, фундамент разрушен, кровля имеет течь.
Таким образом, акт и заключение межведомственной комиссии, составленные в 2009 году, содержат подробное описание повреждений всех частей дома, а отмеченные в акте повреждения не требуют для их констатации проведения инструментального исследования. Акт составлен комиссией, назначенной в установленном законом порядке постановлением руководителя органа местного самоуправления; в её состав вошли представители органов, уполномоченных на проведение контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, инвентаризации и регистрации объектов недвижимости.
При этом доводы апеллянтов о том, что согласно заключению судебной экспертизы, проведенной ООО "Центр экспертизы и аккредитации" от 12 января 2017 года в изымаемом доме отсутствуют изношенные и аварийные конструкции, несостоятельны. При проведении данной экспертизы установлена степень износа конструктивных элементов жилого дома, которая составила от 60 до 65 %. При этом выводы оценщика в целом аналогичны выводам, изложенным в акте и в заключении межведомственной комиссии.
Также суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для предоставления ответчикам другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого, поскольку такая возможность допускается только по соглашению с собственником изымаемого аварийного жилого помещения с зачетом его стоимости (пункт 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). В данном случае между истцом и ответчиками соответствующее соглашение не достигнуто.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что судебное разбирательство в апелляционной инстанции неоднократно откладывалось с учетом доводов ответчиков об отсутствии со стороны органа местного самоуправления конкретных предложений по вопросу обеспечения другим жильем. В соответствии с поручением суда апелляционной инстанции Болгарским городским исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан в адрес С.А. Подгорнова и Г.Ф. Подгорновой направлены предложения по приобретению жилых помещений из строящегося НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" жилищного фонда с предоставлением целевого денежного займа и зачетом выкупной цены аварийного жилья. Ответчикам предложено 2 варианта с указанием: конкретных адресов, технических характеристик и стоимости предлагаемых квартир; величины выкупной цены изымаемого жилого помещения; порядка расчетов за вновь предоставляемое жилье с определением графика внесения ежемесячных платежей. Помимо этого, в их адрес направлен образец соглашения о намерениях гражданина участвовать в "выборе будущей квартиры" с целью получения права ее использования и паенакопления в целях получения в собственность. Из представленных документов также усматривается возможность получения ответчиками предложенных вариантов квартир на условиях найма.
Между тем, соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилья с ответчиками не достигнуто.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда об удовлетворении иска органа местного самоуправления является правильным, поскольку установленная законом процедура признания жилого помещения аварийным и его изъятия для муниципальных нужд соблюдена, а порядок обеспечения жилищных прав ответчиков в сложившейся ситуации на момент рассмотрения данного дела исчерпывается выплатой выкупной цены за изымаемое жилое помещение.
Вместе с тем, С.А. Подгорнов и Г.Ф. Подгорнова не лишены возможности заключить соглашение, предусматривающее предоставление им другого жилого помещения взамен изымаемого по предложенным органом местного самоуправления вариантам, на стадии исполнения вынесенного решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выкупной ценой изымаемого имущества, предложенной истцом, а также об ущемлении их прав на получение другого жилого помещения взамен изымаемого в силу изложенного являются несостоятельными, поскольку судом исследованы, и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат требованиям закона, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 27 января 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С.А. Подгорнова и Г.Ф. Подгорновой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.