Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Шакировой З.И., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Фасаховой Р.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиКалимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционным жалобам представителей ответчиков - Министерства образования и науки Республики Татарстан - Зайнуллина А.Р. и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Авдеева Д.А. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 20 февраля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан предоставить Гизатулиной Р.А. специализированное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, по договору найма специализированного жилого помещения в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителей ответчиков - Министерства образования и науки Республики Татарстан - Абдуллина Д.Д., Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Хабибуллина Р.А., поддержавших жалобы, и возражения представителя истца Гизатуллиной Р.А. - Бажанова П.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гизатулина Р.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, ссылаясь на то, что она является инвалидом 2 группы с детства, ее родители были лишены родительских прав решениями Заларинского районного суда Иркутской области.
Гизатуллина Р.А. зарегистрирована по месту жительства бывшего опекуна Абзалтыновой А.Х. - в доме "адрес" размером 87,5 кв.м., где имеют регистрацию еще 6 человек. Фактически она не проживает по месту регистрации с 17 лет. На протяжении всего времени опеки Абзалтынова А.Х. к своим обязанностям относилась халатно, не исполняла возложенные на нее в соответствии с законодательством обязательные действия.
Заявление опекуном о включении истца в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, несмотря на объективно существующую необходимость обеспечения ее жильем после совершеннолетия, не подано, данный факт остался и без внимания органов опеки и попечительства Рыбно-Слободского района. Только по достижении 18 лет в силу закона она получила право на подачу самостоятельного заявления по данному вопросу. В течение 4 лет она безрезультатно обращалась за помощью в различные органы местного и республиканского уровня по вопросу предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда, однако получала формальный отказ. После многократных обращений в прокуратуру в 2014 году истец на основании решения жилищной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан от 03.12.2014 включена в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Несмотря на это до января 2016 года Гизатуллина Р.А. вынуждена снимать жилье по коммерческому договору аренды.
В связи с резким ухудшением здоровья она не имеет постоянного заработка и получает ежемесячно пенсию в размере 9 000 рублей. На 24.08.2016 ее очередность 1026. Просит возложить на ответчиков обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, по договору найма специализированного жилого помещения в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Суд иск удовлетворил, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Министерства образования и науки Республики Татарстан - Зайнуллин А.Р. по мотиву незаконности и необоснованности просит отменить решение в части удовлетворения иска к Министерству образования Республики Татарстан и принять по делу новое решение об отказе в иске в этой части, ссылаясь на неправильное применение районным судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку собранных по делу доказательств, противоречия сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что предоставление истцу жилого помещения не входит в компетенцию Министерства образования и науки Республики Татарстан, которое не является по делу надлежащим ответчиком.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Авдеев Д.А. так же по мотиву незаконности и необоснованности просит решение в части удовлетворения иска к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан отменить и принять в этой части новое решение об отказе в иске. В жалобе указывается, что Министерство земельных и имущественных отношений является ненадлежащим ответчиком по делу.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании статьи 2 вышеуказанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда (далее - список), в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.
Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
В силу части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона Республики Татарстан N 8 установлено, что в течение 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, дети-сироты подают заявление в уполномоченный орган (Министерство) о предоставлении им жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.05.2013 N312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан" от 12 января 2013года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Министерству образования и науки Республики Татарстан переданы полномочия по формированию списка детей-сирот и ведению реестра детей-сирот - получателей жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по формированию и управлению специализированным жилищным фондом для указанной категории детей.
Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 17 марта 2014 года N 1367/14 утверждены Регламент по формированию и утверждению реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; форма реестра и форма сводного списка указанной категории детей; положение о Жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татартсан от 20.09.2007 N 475 "О Порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Татарстан" договор найма специализированного жилого помещения с ребенком-сиротой или его законным представителем заключает уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами по их обеспечению жилыми помещениями, а Постановлением КМ РТ от 04.05.2013 N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Министерство образования и науки Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями, то оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству образования и науки Республики Татарстан не имеется.
Из материалов дела следует, что 03 декабря 2014 года решением Министерства образования и науки Республики Татарстан инвалид 2 группы с детства Гизатуллина Р.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения специализированным жилым помещением с 18ноября 2014 года. Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, приняты все предусмотренные законом меры к установлению по делу юридически значимых фактов, по делу постановленоне противоречащее материальному и процессуальному закону решение.
При указанных обстоятельства и с учетом вышеизложенных норм материального права районный суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска, поскольку мера социальной поддержки детей-сирот в виде предоставления жилого помещения из фонда специализированного жилищного фонда предусмотрена Законом Республики Татарстан. Суд пришёл к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Гизатуллиной Р.А. должна быть возложена на обоих ответчиков, что не противоречит Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан N 312 от 04.05.2013 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
Доводы, на которые представители ответчиков - Министерства образования и науки Республики Татарстан - Зайнуллин А.Р. и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Авдеев Д.А. ссылаются в апелляционных жалобах, не могут служить мотивом к отмене решения, поскольку основаны на правильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вахитовского районного суда г. Казани от 20 февраля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчиков - Министерства образования и науки Республики Татарстан - Зайнуллина А.Р. и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Авдеева Д.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.