Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.
судей Гиниатуллиной Ф.И., Моисеевой Н.Н.,
с участием прокурора Пронина М.В.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Валиуллиной Е.В., Симонова Н.В., Симоновой В.Н. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 14 февраля 2017 года, которым постановлено:
исковые требования исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Изъять путем выкупа для муниципальных нужд принадлежащую на праве долевой собственности Валиуллиной Е.В., Симонову Н.В., Симоновой В.Н. квартиру, расположенную по адресу: "адрес" доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:010502:8, расположенный по адресу: "адрес" выплатой Валиуллиной Е.В., Симонову Н.В., Симоновой В.Н. выкупной цены в размере 930256 руб. соответственно долям, то есть каждому по 310085 руб. 33 коп.
Прекратить право собственности Валиуллиной Е.В., Симонова Н.В., Симоновой В.Н. на указанную квартиру после полной выплаты выкупной цены.
Признать право собственности Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на указанную квартиру и на долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:010502:8 после полной выплаты выкупной цены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Валиуллиной Е.В., Симонова Н.В., Симоновой В.Н., поддержавших довода апелляционной жалобы, представителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Мингазова Н.Н., возражавшего доводам жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с иском к Валиуллиной Е.В., Симонову Н.В., Симоновой В.Н. об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд, принадлежащей ответчикам на праве долевой собственности квартиры по адресу: "адрес", Зеленодольский муниципальный район, "адрес" доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:010502:8, расположенный по адресу: "адрес", Зеленодольский муниципальный район, "адрес", с выплатой собственникам выкупной цены в размере 930256 руб. соответственно долям, о прекращении права собственности ответчиков на указанное недвижимое имущество и признании права собственности на него за муниципальным образованием. В обоснование иска указано, что ответчики являются собственниками спорного недвижимого имущества. Согласно заключению межведомственной комиссии ... от 20 ноября 2011 года жилой "адрес" является аварийным и непригодным для проживания. Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ... от 31 декабря 2011 года указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. 29 апреля 2015 года истцом в адрес ответчиков направлено уведомление о необходимости самостоятельно в разумный срок произвести снос или реконструкцию жилого дома, однако ответчиками снос или реконструкция вышеуказанного дома не осуществлены, ответчики от проведения реконструкции либо сноса жилого дома отказались. "дата" истцом принято постановление ... об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, которое было опубликовано в СМИ и направлено ответчикам. Решение об изъятии объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд в соответствии с требованиями закона зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Татарстан. "дата" истцом в адрес ответчиков направлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, согласно которому им предложен выкуп изымаемого жилого помещения по цене 11 022 руб. за 1 кв. м, однако между сторонами данное соглашение не заключено. Истец указывает, что предусмотренная жилищным законодательством процедура изъятия жилья в связи с признанием его аварийным соблюдена. Более того в адрес ответчиков направлены предложения о возможных вариантах получения жилой площади из перечня квартир, строящихся некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан на условиях договора найма и договора денежного займа.
Представитель истца в суде первой инстанции иск поддержал.
Ответчики иск не признали.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Валиуллина Е.В., Симонов Н.В., Симонова В.Н. просят отменить решение суда и принять новое решение об отказе в иске. В жалобе указывают, что заключение межведомственной комиссии о признании многоквартирного жилого дома непригодным для постоянного проживания от 20 ноября 2011 года является незаконным, поскольку комиссия произвела лишь визуальное обследование "адрес", жители не были уведомлены об этом, не соблюдена процедура признания дома аварийным и подлежащим сносу, а акт обследования содержит недостоверные сведения. Выражается несогласие с размером выкупной цены, а также результатами судебной экспертизы.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В случае если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Судом установлено, что Валиуллиной Е.В., Симонову Н.В., Симоновой В.Н. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира площадью 84,4 кв. м, расположенная по адресу: "адрес", Зеленодольский муниципальный район, "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от "дата".
Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ... от 31 декабря 2011 года "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Данное постановление принято на основании акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии ... от "дата", согласно которым многоквартирный "адрес" с износом 78% следует отнести к категории аварийных и подлежащих сносу.
Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ... от "дата" утвержден перечень аварийных многоквартирных домов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в который включен "адрес".
В соответствии с требованиями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан "дата" ответчикам заказным письмом направлено требование о необходимости самостоятельно совместно с собственниками других помещений произвести в течение шести месяцев со дня получения требования снос или реконструкцию жилого дома.
Снос или реконструкция вышеуказанного дома не осуществлены, ответчики от проведения реконструкции либо от сноса жилого дома отказались.
23 ноября 2015 года исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан принято постановление ... об изъятии земельного участка по адресу: "адрес", Зеленодольский муниципальный район, "адрес" расположенных на нем объектов недвижимого имущества, которое направлено ответчикам.
"дата" истцом ответчикам направлено соглашение об изъятии спорного жилого помещения, согласно которому ответчикам предложена выкупная стоимость жилого помещения в размере 11 022 руб. за один кв. м изымаемого жилого помещения (84,4 кв. м * 11022 руб. = 930256 руб.) с учетом приходящегося на них общего имущества в многоквартирном жилом доме, в том числе земельного участка.
Соглашение об изъятии жилого помещения до настоящего времени ответчиками не подписано.
Помимо этого, в адрес ответчиков также были направлены предложения о возможных вариантах получения жилой площади из всего перечня квартир, строящихся НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" в Зеленодольском муниципальном районе на условиях договора найма, и договора денежного займа с НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан".
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчики не согласны заключать какие-либо сделки в отношении изымаемой недвижимости на предлагаемых истцом условиях.
Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь указанными выше нормами материального права, суд пришёл к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в виду наличия законных оснований для изъятия у ответчиков жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд путём выкупа с прекращением права собственности на указанное имущество.
Определением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от "дата" по данному гражданскому делу назначена судебная строительная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос об определении действительной (рыночной) стоимости спорной квартиры и доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (определенной в соответствии с пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации пропорционально размеру общей площади указанного жилого помещения), в том числе на земельный участок с кадастровым номером 16:49:010502:8.
В соответствии с заключением эксперта акционерного общества "Республиканский Кадастровый Центр "Земля" ... от 03 февраля 2017 года рыночная стоимость доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок составляет 727080 руб. 68 коп, размер убытков, причиненных Валиуллиной Е.В., Симонову Н.В., Симоновой В.Н. в связи с изъятием жилого помещения составляют 168300 руб.
Таким образом, установленная заключением судебной экспертизы рыночная стоимость спорного жилого помещения меньше выкупной цены, предложенной органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предложенная органом местного самоуправления выкупная цена спорного аварийного жилья определена выше его рыночной стоимости, определённой экспертным заключением с учётом стоимости доли ответчиков в праве общей долевой собственности на земельный участок, судебная коллегия считает, что определенная судом первой инстанции выкупная цена жилого помещения в размере 930256 руб. является правильной.
Несогласие ответчиков с заключением экспертизы не свидетельствует о его недостоверности, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов эксперта.
В силу положений статьи 14 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта в соответствии со стандартами оценки. Использование сравнительного метода не является обязательным для оценщика, поскольку жилой "адрес", на основании постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от "дата" ... признан аварийным, не пригодным к проживанию, соответственно, аналогов для сопоставления на рынке не имеет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дом не является аварийным и пригоден для проживания, не являются основанием для отказа в иске.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Постановление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ... от 31 декабря 2011 года, которым "адрес" признан непригодным для проживания, издано на основании заключения межведомственной комиссии и акта обследования жилого дома, которые на момент вынесения судом первой инстанции решения не были оспорены в установленном законом порядке и не признаны недействительными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права, в том числе тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом также не допущено.
Решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчиков судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан
от 14 февраля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Валиуллиной Е.В., Симонова Н.В., Симоновой В.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.