Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Гиниатуллине Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Холдинговая компания "Тулпар" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Холдинговая компания "Тулпар" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес";
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты" общей площадью свыше ... квадратных метров) площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес";
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес";
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес");
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратный метр с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес";
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес";
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес";
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес".
Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества "Холдинговая компания " "данные изъяты"" "данные изъяты" Э.Р. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
В ранее состоявшемся по делу судебном заседании представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Морозов В.В. административный иск не признал.
Выслушав представителя административного истца, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами ... , ... , ... , ... , ... , ... , ... , ... принадлежат на праве собственности закрытому акционерному обществу "Холдинговая компания "Тулпар" (т. 1, л.д. 11-18, 210-211).
Кадастровая стоимость земельных участков определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" по состоянию на 1 января 2015 года в размере:
"данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рубля "данные изъяты" копейка в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек, земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек и земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рубля в отношении земельного участка с кадастровым номером ... (т. 1, л.д. 217-224, т. 2, л.д. 14-17).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, закрытое акционерное общество "Холдинговая компания "Тулпар" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка поступило в комиссию 9 августа 2016 года, и 26 августа 2016 года комиссией принято решение об отклонении заявления (т. 1, л.д. 27-31).
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" ... "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов административный истец представил суду отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 26 июля 2016 года N ... , составленный по его инициативе оценщиком "данные изъяты" С.В., осуществляющей деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (т. 1, л.д. 47-177) Согласно отчету рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года составила:
"данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ...
Экспертом Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" "данные изъяты" А.Ю. проведена экспертиза отчета на подтверждение стоимости, о чем составлено положительное экспертное заключение от "дата" N ... (т. 1, л.д. 179-199).
Возражая заявленным требованиям, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указывает на нарушение оценщиком пунктов 8 и 10 федерального стандарта оценки N 3, выразившееся в использовании документов, составленных после даты оценки, некорректном выборе оценщиком объектов-аналогов, нарушение пунктов 5, 8, 11 федерального стандарта оценки N 3, выразившееся в отсутствии информации о передаваемых правах на объекты-аналоги, необоснованном отказе от применения доходного подхода, отсутствии подтверждения актуальности предложений о продаже объектов-аналогов, а также выражает несогласие с позицией оценщика об отсутствии необходимости учитывать сервитут.
Данные обстоятельства были вынесены судом на обсуждение, по ходатайству Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по делу назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения рыночной стоимости земельных участков. Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, но в установленный судом срок не исполнена.
Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным разрешить дело по имеющимся доказательствам установления рыночной стоимости земельных участков, оценив данные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При исследовании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка судом установлено, что составивший его оценщик соответствует требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков " "данные изъяты"", его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована страховым публичным акционерным обществом " "данные изъяты"", на что указано в отчете и приложенных к нему документах (т. 1, л.д. 54,104-106).
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Статьей 17.1 Федерального закона предусмотрен специальный порядок проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки - путем проведения соответствующей экспертизы. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
По результатам экспертизы на подтверждение стоимости, включающей в себя нормативно-методическую экспертизу, отчет, представленный административным истцом, признан соответствующим требованиям Федерального закона, федеральным стандартам оценки (в том числе федеральным стандартам оценки N 1 и N 3), стандартам саморегулируемой организации, заданию на оценку,
Эксперт саморегулируемой организации оценщиков также проверил обоснованность выбранных оценщиком подходов и методов оценки в рамках каждого из использованных подходов к оценке, выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам, и подтвердил выводы оценщика о величине рыночной стоимости земельных участков.
Вопреки доводам административного ответчика эксперт признал обоснование оценщика от применения доходного подхода существенным и достаточным, а выбранные оценщиком объекты-аналоги - соответствующими требованиям профессиональных стандартов, убедился в достоверности используемой оценщиком информации и актуальности предложений о продаже объектов-аналогов на дату оценки и подтвердил выводы оценщика о величине рыночной стоимости земельных участков.
В экспертном заключении содержится мотивированное суждение эксперта по результатам проверки отчета, в том числе по тем позициям, которые указаны в возражениях административного ответчика, при этом эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отличие от лица, подписавшего возражения, обладает специальными знаниями и правом на проведение соответствующих экспертиз.
Поскольку содержание отчета и положительного экспертного заключения в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, оснований считать недостоверной рыночную стоимость земельных участков, определенную в отчете об оценке и подтвержденную экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах требование закрытого акционерного общества "Холдинговая компания "Тулпар" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из имеющихся в материалах административного дела доказательств обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (т. 1, л.д. 27-31), датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 9 августа 2016 года и применять указанные сведения о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Холдинговая компания "Тулпар" удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на "дата":
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") общей площадью свыше "данные изъяты" квадратных метров) площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под территорию "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратный метр с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 8 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 12 апреля 2017 года.
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.