Судья Красноярского краевого суда Ерофеев А.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" Сухих В.А. на решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 15 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору Федорченко А.М. от 18 августа 2016г. ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края", привлечено к административной ответственности по ч.2 и ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности в условиях противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390. Подробно нарушения требований пожарной безопасности, выявленные при проверки, проведенной в период с 24.04.2016г. по 25.05.2016 года в зданиях и помещениях, расположенных по "адрес" "адрес" указаны в постановлении.
Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 401000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 15 марта 2017 года постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору изменено, снижено назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 401000 рублей до 200000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд защитник ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" Сухих В.А. просит решение судьи отменить, указывая, что в 2014-2016 годах, несмотря на неоднократные просьбы, Военному комиссариату Красноярского края не было выделено денежных средств для монтажа пожарной сигнализации и иных целей; обязанности по обеспечению требований пожарной безопасности по договору N от "дата" возложены на " "данные изъяты"; вывод в решении о имеющих место нарушениях, не требующих финансирования, несостоятельны, вины юридического лица в правонарушении не имеется, не учтено, что ранее оно к административной ответственности не привлекалось.
В судебном заседании защитник ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" Сухих В.А. жалобу поддержал. Представитель ГУ МЧС России по Красноярскому краю Сорокин К.С. указывал об отсутствии оснований к отмене постановления заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что решение судьи и постановление должностного лица пожарного надзора подлежат изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Вопреки доводам жалобы, судья Центрального районного суда г.Красноярска при рассмотрении дела пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для освобождения ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" от административной ответственности.
Наличие в вышеприведенных зданиях и помещениях, используемых ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" нарушений требований пожарной безопасности в основном объеме, описанном в постановлении по делу об административном правонарушении, с учетом исключенных из обвинения нарушений, подтверждается протоколами об административных правонарушениях, приобщенным актом проверки и иными материалами дела, которые не оспариваются в жалобе.
Как предусмотрено ч.1 ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Анализируя материалы дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" не предоставило достаточных доказательств невозможности соблюдения требований пожарной безопасности, при том, что часть перечисленных в постановлении нарушений, в том числе эксплуатация светильников со снятыми колпаками, хранение горючих материалов в подвальном помещении и т.п., не требует финансирования либо требует для их устранения незначительного финансирования. В этой связи, представляется обоснованным вывод суда о том, что юридическим лицом не предпринималось достаточных и эффективных мер к тому, чтобы обеспечить устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Равным образом, не могут быть приняты доводы жалобы о том, что соблюдение требований пожарной безопасности на объектах входит в компетенцию ООО " "данные изъяты"" ввиду наличия договора N от "дата", заключенного с указанным юридическим лицом АО " "данные изъяты"".
Представленные в деле документы не позволяют сделать определенного вывода о том, что у ООО " "данные изъяты"" имеются какие-либо обязанности применительно к помещениям Военного комиссариата Красноярского края. При этом наличие указанного договора с ООО " "данные изъяты"" во всяком случае не освобождало юридическое лицо от выполнения установленных законом и "Положением о военных комиссариатах" обязанностей по обеспечению в военном комиссариате выполнения требований противопожарной безопасности.В этой связи оснований для отмены состоявшихся решений в полном объеме не имеется, в том числе и по доводам жалобы.
Вместе с тем принятые по делу постановление и решение подлежат изменению.
Так, ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Понятие особого противопожарного режима определено в ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", которой установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Постановлением Правительства Красноярского края от 19.04.2016 N 187-п с 20 апреля 2016 года на территории муниципальных образований Красноярского края, за исключением города Норильска, Туруханского района, Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края был веден особый противопожарный режим, действовавший до 19 октября 2016 года. Как следует из постановления, основанием введения особого противопожарного режима послужило повышение пожарной опасности в результате наступления неблагоприятных климатических условий (сухая, ветреная погода), необходимость стабилизации обстановки с пожарами.
В соответствии с п.2 названного постановления, на период действия особого противопожарного режима были предусмотрены на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (граждан), на предприятия следующие мероприятия:
введение запрета на разведение костров и проведение пожароопасных работ;
организация патрулирования добровольными пожарными и гражданами;
подготовка для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники;
проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре.
При этом, вменяемые ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" нарушения требований пожарной безопасности непосредственно не связаны со сложившимися неблагоприятными климатическими факторами, послужившими основанием для введения особого противопожарного режима, сами по себе условий особого противопожарного режима и предусмотренных им ограничений они не нарушают.
В этой связи, основания для квалификации действий ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ отсутствуют. Нарушения пожарной безопасности квалифицированные постановлением в соответствии с данной нормой подлежат переквалификации на ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, итоговое наказание юридическому лицу следует назначить с учетом положений ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ в рамках санкции ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ и с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В остальном решение судьи и постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" отмене либо изменению не подлежат, в том числе и по доводам рассматриваемой жалобы.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 15 марта 2017 года и постановление заместителя главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору Федорченко А.М. от 18 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2,4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" изменить:
действия ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" в части нарушений, квалифицированных по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, переквалифицировать на ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ;
назначить ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ наказание с применением положений ч.2 ст. 4.4, ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.
В остальном указанные решение и постановление оставить без изменения, жалобу защитника ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" Сухих В.А. - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда А.И. Ерофеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.