Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Дубинина А.И.,
судей Кононовой Л.И., Шишовой В.Ю.,
при секретаре Богдановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика ФСИН России Шахраманян Э.В.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 ноября 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению Курашенко А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты,
заслушав доклад судьи Кононовой Л.И.,
УСТАНОВИЛА:
Курашенко А.В. обратился с иском к УФСИН России по Ставропольскому краю (далее - УФСИН России по СК), ФСИН России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование исковых требований истец Курашенко А.В. указал, что является старшим прапорщиком внутренней службы, ранее замещал должность младшего инспектора I категории отдела охраны ФКУ ИК - 11 УФСИН России по Ставропольскому краю. Состав его семьи - 1 человек. Его выслуга лет составляет более 18 лет. Ранее единовременная социальная выплата ему не предоставлялась.
Приказом начальника ФКУ ИК - 11 от 25.11.2013г. N 198-ЛС он был уволен из уголовно-исполнительной системы.
До увольнения из уголовно-исполнительной системы, 21.11.2013г., для решения вопроса предоставления ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, он обратился с заявлением (рапортом) в Комиссию УФСИН по СК по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Рассмотрение заявления (рапорта) Курашенко А.В. комиссией ФСИН России состоялось 03.02.2014г., по результатам которого принято решение об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с выпиской из Протокола N 2 заседания Комиссии ФСИН России Комиссией установлено и зафиксировано, что в представленных документах отсутствуют выписки из домовых книг с предыдущих мест жительства истца по адресам: г. Михайловск ул. ... , д. ... , ул. ... , д. ... , ул. ... д. ... , а, следовательно, Курашенко А.В. не представлены в полном объеме документы согласно п. 5 Правил.
Не согласившись с принятым Комиссией ФСИН России решением Курашенко А.В. обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в его постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 29.10.2014г. требования Курашенко А.В. были частично удовлетворены ? суд признал незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в постановке Курашенко А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязал комиссию ФСИН России устранить допущенные нарушения. В удовлетворении требования об обязании Комиссию ФСИН России принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты было отказано, поскольку в рамках главы 25 ГПК РФ суд проверяет законность конкретных действий должностного лица и дает им оценку, а не разрешает вопрос по существу в рамках искового производства.
ФСИН России, не согласившись с решением суда от 29.10.2014, подала апелляционную жалобу, которая была оставлена без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
После вступления указанного решения Шпаковского районного суда Ставропольского края в законную силу, Курашенко А.В. предоставил его копию в УФСИН России по СК и просил направить ранее представленные документы в комиссию ФСИН России для устранения выявленных судом нарушений.
16.03.2016г. истец получил выписку из протокола N 24 от 14.05.2015г. заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, из которой следовало, что ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. N 369, в частности, не предоставлены выписки из домовых книг и не представлена справка об отсутствии финансовых лицевых счетов по адресам его регистрации.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 16 ноября 2016 года исковые требования Курашенко Л.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании нрава на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты - удовлетворены.
Решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний (ФСНП России) по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 14.05.2015 (протокол N 24) об отказе в постановке Курашенко А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - признано незаконным и отменено.
За Курашенко А.В. признано право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Комиссия Федеральной службы исполнения наказаний по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - обязана поставить на учет Курашенко А.В. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФСИН России по доверенности Шахраманян Э.В. просит решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 16.11.2016 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Курашенко А.В. отказать в полном объеме. Считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным. В обоснование своих доводов указывает, что заявителем не были представлены выписки из домовых книг с предыдущих мест жительства по адресам:
г. Михайловск ул. ... , д. ... , ул. ... д ... , ул. Войкова д ... Надлежащим документом, заменяющим домовую книгу, является только поквартирная карточка по форме 10 (Приложение N 7 к Административному регламенту, утвержденному приказом ФИС России от 20.09.2007г. N 208), которая оформляется в том числе при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов. Таким образом, справки, выданные Муниципальным образованием г. Михайловска 18.11.2013г., и представленные заявителем в учетное дело, не соответствует положениям N 7 и N 8 к Регламенту, следовательно, не могут быть заменяющим документом. Заявителем в учетное дело не было представлено документов, подтверждающих факт обращения за выпиской из домовой книги заявителя собственника жилого помещения в органы, ответственные за оказание государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания по месту жительства в пределах РФ, а также факт отказа регистрационных органов в доставлении данного документа или факт невозможности его выдачи с указанием причин. Требований Истца к УФСИН России по Ставропольскому краю заявлено не было, однако в резолютивной части решения суд удовлетворил требования истца, в том числе и к УФСИН России по Ставропольскому краю, однако права Истца УФСИН России по Ставропольскому краю не нарушало.
Кроме того, судом не дана надлежащая оценка доводам ФСИН России в части имеющегося права у Истца права состоять на учете, а именно, ФСИН России ранее указывало, что право на единовременную социальную выплату может иметься у сотрудника, гражданина, уволенного, ранее признанного нуждающимся, что не означает безусловное основание для того, чтобы последний состоял учете нуждающихся.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Курашенко А.В. просит решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 16.11.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции явились истец Курашенко А.В., его представитель Глущенко А.В. В соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав истца Курашенко А.В. и его представителя Глущенко А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных на нее возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов жалобы и возражений на нее в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Курашенко А.В. является старшим прапорщиком внутренней службы, ранее замещал должность младшего инспектора 1 категории отдела охраны ФКУ ИК - 11. Состав семьи - 1 человек. Выслуга лет составляет более 18 лет. Ранее единовременная социальная выплата заявителю не предоставлялась. В декабре 2012 года Курашенко А.В. был снят с постоянного регистрационного учета по адресу проживания: Ставропольский край,
г. Михайловск, ул. ... , д. ... С 2011 года истец временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск ул. ... д. ... До этого был постоянно зарегистрирован по адресу: Ставропольский край, г.Михайловск ул. ... , д ... В собственности истец жилых помещений не имеет.
Приказом начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России но СК от 25.11.2013г. N 198-ЛС Курашенко А.В. был уволен из уголовно-исполнительной системы.
До увольнения из уголовно-исполнительной системы, для решения вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Курашенко А.В. обратился с заявлением (рапортом) в Комиссию УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заявление Курашенко А.В. было рассмотрено комиссией УФСИН России по СК (Территориальной подкомиссией), о чем ему было сообщено направленным в его адрес информационным письмом с приложением выписки из Протокола N 3 заседания комиссии УФСИН России по СК от 09.12.2013г. Территориальная подкомиссия по итогам рассмотрения заявления Курашенко А.В. направила его заявление (рапорт) и приложенные к нему документы в Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
03.02.2014г. комиссией ФСИН России принято решение об отказе в постановке Курашенко А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 29.10.2014г. (дело N 2-2357/2014) частично удовлетворены требования Курашенко А.В. к УФСИН России по Ставропольскому краю, ФСИН России, решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе в постановке Курашенко А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным, суд обязал ФСИН России устранить допущенные нарушения.
16.03.2016г. истец получил выписку из протокола N 24 от 14.05.2015г. заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, из которой следовало, что заявителем не были представлены выписки из домовых книг по адресам: г. Михайловск, ул. ... , ... , ул. ... , ... , ул. ... , ... , но представлены справки об отсутствии финансовых лицевых счетов по адресам его регистрации, в связи с чем, комиссией ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной ему вновь было отказано.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), Федеральным законом N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Курашенко А.В. указал, что представленные им в комиссию ФСИН России документы полностью подтверждают те условия, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц, к которой относится истец. Иная оценка означала бы ограничение прав истца на улучшение жилищных условий, нуждаемость в котором ответчиками не оспаривается.
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В силу ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (п. 5 Правил N 369).
На основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил N 369).
Исходя из установленных выше обстоятельств, судом достоверно установлено, что рапорт Курашенко А.В. и приложенные к нему документы были проверены комиссией УФСИН России по СК и было установлено их соответствие законодательству РФ в данной области правоотношений, в частности, ФЗ от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Постановлению Правительства РФ от 24.04.2013г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ".
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу о том, что решение Комиссии ФСИН России, изложенное в протоколе N 24 от 14.05.2015г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является незаконным, ограничивает право истца на улучшение жилищных условий, которое ответчик ФСИН России не оспаривает, что служит основанием для возложения обязанности на ответчика поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Судебная коллегия признает данный вывод суда правомерным, поскольку материалами дела подтверждается, что при подаче рапорта для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцом был представлен полный пакет документов, необходимых для рассмотрения его рапорта, в частности, справки администрации МО города Михайловска N 9785 от 18.11.2013г., N 9786 от 18.11.2013г., N 9787 от 18.11.2013г., подтверждающие отсутствие финансовых лицевых счетов по адресам его регистрации.
В свою очередь Комиссия УФСИН России по СК не выявила в переданных Курашенко А.В. документах недостатков и, соответственно, не возвратила их ему с указанием в письменном виде причин возврата, а, напротив, рассмотрела его рапорт на заседании комиссии УФСИН России по СК, документы для получения единовременной выплаты, и приняла решение об их направлении в комиссию ФСИН России с указанием в протоколе заседания указанных подкомиссией оснований принятого решения.
Судебная коллегия признает выводы суда правомерным, поскольку материалами дела подтверждается, что при подаче рапорта для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцом был представлен полный пакет документов, необходимых для рассмотрения его рапорта.
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных Курашенко А.В. исковых требований, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы по существу исковых требований Курашенко А.В. к ФСИН России были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, которая сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Вместе с тем, судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о необоснованности удовлетворения исковых требований Курашенко А.В. к ответчику УФСИН России по СК, поскольку указанный ответчик каких-либо прав и охраняемых законом интересов истца не нарушал, на что прямо указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, а потому в соответствии со ст.ст.11, 12 ГК РФ, п.п.4 п.1 ст.330 ГПК РФ решение районного суда от 16.11.2016г. подлежит изменению путем исключения из его резолютивной части указания на удовлетворение исковых требований Курашенко А.В. к ответчику УФСИН России по СК.
В остальной части правовых оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции доводы жалобы не содержат, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не опровергают изложенных в решении суда выводов, а, следовательно, не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 16 ноября 2016 года изменить в части, исключив из его резолютивной части указание на удовлетворение исковых требований Курашенко А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю.
В остальной части это же решение - оставить без изменения.
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.