Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Медведевой Д.С., Ситьковой О.Н.
при секретаре Вяхиревой И.В.,
с участием истца Толмачевой Г.В.,
представителя ответчика по доверенности Чернышевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Толмачевой Г.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным отказа Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края в назначении досрочной страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе начальника Управления ПФР - Зубакиной Л.А. на решение Петровского районного суда Ставропольского края от 29 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В., судебная коллегия
установила:
Толмачева Г.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-УПФ РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения N ... от ... года об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что период работы с 01.10.1993 по 31.08.1994 (10 месяцев) в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N ... ответчиком не засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет - работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривалось, что время работы в должности пионервожатой засчитывается в стаж только до 01.10.1993 и при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию.
В льготный стаж ей не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04.10.2004 по 22.10.2004 (18 дней), с 10,10.2012 по 13.10.2012 (4 дня) и периоды нахождения в учебных отпусках: с 16.06.1994 по 15.07.1994 (30 дней), с 04.01.1995 по 13.01.1995 (10 дней), с 15.06.1995 по 14.07.1995 (30 дней), с 28.07.1997 по 26.08.1997 (28 дней), с 01.06.1998 по 20.06.1998 (19 дней), с 29.06.1998 по 22.07.1998 (23 дня).
Согласно решения Пенсионного фонда стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 23 года 9месяцев 17 дней. С решением Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району N ... она не согласна, так как период ее работы с 01.10.1993 по 31.08.1994 в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N ... составлял 10 месяцев и данный период должен быть засчитан в льготный стаж ее работы в качестве старшей пионервожатой, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в его Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которой статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17(ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения и учитывая, что в периоды ее работы в штатной должности старшей пионервожатой действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, и ею выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию, то указанный период подлежит включению в специальный стаж для назначении пенсии.
Считает, что в льготный стаж ей также должны быть включены и периоды нахождения в учебных отпусках: с 16.06.1994 по 15.07.1994 (30 дней), с 04.01.1995 по 13.01.1995 (10 дней), с 15.06.1995 по 14.07.1995 (30 дней), с 28.07.1997 по 26.08.1997 (28 дней), с 01.06.1998 по 20.06.1998 (19 дней), с 29.06.1998 по 22.07.1998 (23 дня), т.к. в указанные периоды за ней была сохранена средняя заработная плата. С 04.10.2004 по 22.10.2004 (18 дней), с 10.10.2012 по 13.10.2012 (4 дня) она находилась на курсах повышения квалификации, поэтому считает, что указанные спорные периоды также должны быть засчитаны в трудовой стаж, так как она направлялась на курсы повышения квалификации на основании приказа своего работодателя. Считает, что стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет более 25 лет.
Решением Петровского районного суда Ставропольского края от 29февраля 2016 года решение ГУ-УПФ РФ по Петровскому району Ставропольского края за N ... от ... в части не включения Толмачевой Г.В. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы: с 01.10.1993 по 31.08.1994 (10 месяцев) в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N ... с. Шведино Петровского района Ставропольского края, периодов нахождения в учебном отпуске с 16.06.1994 по 15.07.1994 (30 дней), с 04.01.1995 по 13.01.1995 (10 дней), с 15.06.1995 по 14.07Л995( 30 дней), с 28.07.1997 по 26.08.1997 (28 дней), с 01.06.1998 по 20.06.1998 (19 дней), с 29.06.1998 по 22.07.1998 (23 дня), а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 04.10.2004 по 22.10.2004 (18 дней), с 10.10.2012 по 13.10.2012 (4 дня) признано незаконным.
Суд первой инстанции решилобязать ГУ - УПФ по Петровскому району Ставропольского края включить Толмачевой Г.В. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы: с 01.10.1993 по 31.08.1994 (10 месяцев) в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N ... , периодов нахождения в учебном: отпуске с 16.06.1994 по 15.07.1994 (30 дней), с 04.01.1995 по 13.01.1995 (10 дней), с 15.06.1995 по 14.07.1995 ( 30 дней), с 28.07.1997 по 26.08.1997 (28 дней), с 01.06.1998 по 20.06.1998 (19 дней), с 29.06.1998 по 22.07.1998 (23 дня), а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 04.10.2004 по 22.10.2004 (18 дней), с 10.10.2012 по 13.10.2012 (4 дня) с выплатой пенсии с момента подачи заявления, т.е. с 14.09.2015.
Начальником ГУ ПФР - Зубакиной Л.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить в части возложения на Управление ПФР обязанности включить Толмачевой Г.В. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с 01.10.1993 по 31.08.1994 в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N ... с. Шведино Петровского района СК, с выплатой пенсии с момента подачи ею заявления - с 14.09.2015.
Полагает, что общеустановленного пенсионного возраста - 55 лет - Толмачева Г.В. еще не достигла, следовательно, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости она не имеет. Указывает, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются определенные списки, которые расширительному толкованию не подлежат, и должность старшей пионервожатой, в которой работала Толмачева Г.В. в период с 01 октября 1993год по 31 августа 1994 года в средней общеобразовательной школе N ... с.Шведино Петровского района Ставропольского края не предусмотрена ни одним из нормативных актов, которые применяются при определении специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в период с 01 октября 1993 года.
Считает, что поскольку работа в должности старшей пионервожатой после 01 октября 1993 года не давала права на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, то для включения в специальный стаж Толмачевой Г.В. периода ее работы в должности старшей пионервожатой с 01октября 1993 по 31 августа 1994 - не имеется законных оснований.
В своих возражениях на апелляционную жалобу Толмачева Г.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 31 мая 2016 года решение Петровского районного суда Ставропольского края от 29 февраля 2016 года оставлено без изменений, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 30 января 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 31 мая 2016 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в ином составе судей.
На заседании судебной коллегии истец Толмачева Г.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края по доверенности Чернышева Т.В. на заседании судебной коллегии поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как установлено судом, 14 сентября 2015 года Толмачева Г.В. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
... года ГУ - Управлением пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края было принято решение N ... об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ, при этом в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, включены периоды работы общей продолжительностью 23 года 09месяцев 17 дней.
В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение Толмачевой Г.В. не включен спорный период работы истца с 1 октября 1993 года по 31 августа 1994 года (10 месяцев) в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N ...
Разрешая заявленные истцом исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Толмачева Г.В. имеет право на зачет периода работы в должности пионервожатой с 1 октября 1993 года по 31 августа 1994года в специальный стаж, поскольку данный период начался с 15 августа 1989 года, то есть до внесения изменения в законодательство, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в данной части в силу следующего.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Аналогичные положения содержались в пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015года.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 данного закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В пп. "м" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей2, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет2, с применением положений пункта2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Из материалов дела следует, что истец с 1 октября 1993 года по 31 августа 1994 года работала в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N 19.
Правительством Российской Федерации 29.10.2002 издано постановление N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Факт работы истца в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N ... сам по себе не может служить основанием для включения периодов работы в такой должности в специальный стаж.
Определяющим для включения спорных периодов в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости является не только факт выполнения работы старшей пионервожатой, но и то, что указанная должность включена в Список N 781.
Однако в указанном Списке должность пионервожатой отсутствует.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Однако Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" утратило силу с 1 октября 1993 года.
С учетом анализа приведенных правовых норм следует, что законодательство, действовавшее до 1 октября 1993 года, предусматривало зачет в специальный стаж педагогической деятельности работы в должности штатных пионервожатых. В то же время после 1 октября 1993 года пенсионное законодательство, не предусматривает возможность включения в специальный стаж педагогической работы, учитываемой в целях назначения пенсии по старости на льготных условиях, работы в должности пионервожатых.
Таким образом, после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. В связи с этим конституционное право истца на пенсионное обеспечение ответчиком в указанной части не нарушены.
Учитывая допущенное судом нарушение материального закона, решение суда в части признания решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края за N ... от ... года в части не включения Толмачевой Г.В. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы: с 1 октября 1993 года по 31 августа 1994 года (10месяцев) в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N ... с. Шведино Петровского района Ставропольского края, а также в части обязания ГУ Управление Пенсионного фонда по Петровскому району Ставропольского края включить ТолмачевойГ.В. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с 1 октября 1993 года по 31августа 1994 года (10 месяцев) в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N ... с выплатой пенсии с момента подачи заявления, то есть с 14 сентября 2015 года нельзя признать законным и обоснованным, поэтому в данной части в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене.
С учетом исключения вышеуказанного периода из специального страхового стажа у истца на момент обращения в пенсионный орган отсутствовал необходимый стаж для досрочного назначения пенсии по старости. Поэтому в указанной оспариваемой части решение суда также подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Петровского районного суда Ставропольского края от 29 февраля 2016 года в части признания решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края за N ... от ... года в части не включения Толмачевой Г.В. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы с 1 октября 1993 года по 31августа 1994 года (10 месяцев) в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N ... с. Шведино Петровского района Ставропольского края, а также в части обязания ГУ Управление Пенсионного фонда по Петровскому району Ставропольского края включить Толмачевой Г.В. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы: с 1 октября 1993 года по 31августа 1994 года (10 месяцев) в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе N ... с выплатой пенсии с момента подачи заявления, то есть с 14 сентября 2015 года отменить.
Принять по делу в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Толмачевой Г.В. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменений.
Апелляционную жалобу начальника Управления ПФР - Зубакиной Л.А. удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.