Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Минаева Е.В.,
судей: Криволаповой Е.А., Осиповой И.Г.
при секретаре судебного заседания: Казаряне А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы заместителя главы администрации г.Ставрополя, руководителя комитета финансов и бюджета администрации г.Ставрополя - Костюкова В.В., заместителя главы г.Ставрополя, руководителя комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя - Савельева С.А. на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 23 ноября 2016 года по иску Прокурора Промышленного района города Ставрополя в интересах неопределённого круга лиц к Комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя, третье лицо Администрация города Ставрополя, об обязании оборудовать участок дороги искусственным освещением,
заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г. Ставрополя, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Комитету городского хозяйства администрации г.Ставрополя с иском об обязании оборудовать участок дороги искусственным освещением, в последствии уточнив его.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Долговой Н.Г. по факту нарушения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Промышленного района г. Ставрополя. Указанной проверкой, проведенной прокуратурой района с привлечением сотрудников ОБ ДПС ГИБДД по г.Ставрополю ГУ МВД России по СК выявлен ряд недостатков в состоянии улично-дорожной сети по ул. *** г.Ставрополя, а именно: от разворотного круга по ул. *** г.Ставрополя до многоквартирного дома N *** г.Ставрополя (по четной стороне) и от разворотного круга по ул. *** г.Ставрополя до многоквартирного дома N*** (по нечетной стороне) в нарушение нормативных требований п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 5276-2007 "Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования"" и п. 7.32 СП 42.13330.2011, отсутствует искусственное освещение, в связи, с чем не обеспечена безопасность для пешеходов в ночное время суток. Указанные недостатки в содержании улично-дорожной сети угрожают безопасности дорожного движения и создают предпосылки к совершению ДТП, причинению вреда здоровью водителям и пассажирам транспортных средств, пешеходов, а также их гибели, то есть нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым законом гарантирована безопасность дорожного движения, поэтому прокурором принято решения о предъявления иска в суд в их интересах. Так, ежедневно на указанных участках дорог на территории района создается угроза безопасности дорожного движения для неопределенного круга лиц - водителей и пешеходов, находящихся на данном участке. В целях недопущения таких последствий, прокурор вынужден обратиться с иском в суд для защиты прав и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку, направляя в суд заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан - неопределённого круга лиц, а также муниципального образования прокурор действует в рамках полномочий, представленных законом, для предупреждения нарушения прав неопределенного круга лиц. Просил суд обязать комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения, а именно оборудовать участок дороги от разворотного круга по ул. ***г. Ставрополя до многоквартирного дома N *** г. Ставрополя (по четной стороне) и от разворотного круга по ул. *** г. Ставрополя до многоквартирного дома N *** г.Ставрополя (по нечетной стороне) искусственным освещением, установив опоры линии наружного электрического освещения, с учетом нормативных требований п.п. 4.6.1.10; 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 23 ноября 2016 года исковые требования Прокурора Промышленного района г.Ставрополя удовлетворены. Суд первой инстанции постановилвозложить на Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя устранить нарушения, а именно: оборудовать участок дороги от разворотного круга по ул.*** г.Ставрополя до многоквартирного дома N *** г.Ставрополя (по четной стороне) и от разворотного круга по ул.*** г.Ставрополя до многоквартирного дома N *** г.Ставрополя (по нечетной стороне) искусственным освещением, установив опоры линии наружного электрического освещения, с учетом нормативных требований п.п. 4.6.1.10; 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заместитель главы администрации г.Ставрополя, руководитель комитета финансов и бюджета администрации г.Ставрополя - Костюков В.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя имеет возможность выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете г.Ставрополя на эти цели. Считает, что действия комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя по непринятию должных мер по приведению автомобильных дорог в соответствие с нормативными требованиями, можно было бы признать незаконным бездействием лишь в том случае, если бы имея выделенные на эти цели средства, комитет указанные работы не выполнил. Считает, что несогласие прокуратуры с полнотой и эффективностью реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения городского округа, не свидетельствует о наличии признаков бездействия со стороны этих органов. Полагает, что органами местного самоуправления г.Ставрополя обязанности по решению вопросов местного значения в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения исполняются надлежащим образом в пределах возможностей доходной части бюджета и допустимого размера дефицита. Вместе с тем, обратил внимание на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание и не дана оценка показаниям допрошенного в судебном заседании эксперта об отсутствии технической возможности установления наружного освещения с соблюдением нормативных требований.
В своей апелляционной жалобе заместитель главы г.Ставрополя, руководитель комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя - Савельев С.А. также просил решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное. Указал, что в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения, а именно: оборудовать участок дороги от разворотного круга гю ул.*** г.Ставрополя до многоквартирного дома N *** г.Ставрополя (по четной стороне) и от разворотного круга по ул.*** г.Ставрополя до многоквартирного дома N*** г.Ставрополя (по нечетной стороне) искусственным освещением, установив опоры линии наружного электрического освещения, с учетом нормативных требований п.п. 4.6.1.10; 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93 - не представляется возможным ввиду отсутствия должного финансирования. Считает, что прокурор Промышленного района г.Ставрополя необоснованно подменяет и дублирует функции комитета финансов и бюджета администрации г.Ставрополя, который в соответствии с нормами действующего законодательства вправе самостоятельно организовывать исполнение бюджета, определять порядок расходования средств бюджета г. Ставрополя.
Возражений на апелляционные жалобы не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя - Лапшину А.П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные истцом исковые требований и удовлетворяя в их, суд первой инстанции законно и обоснованно сослался на положения Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 (в ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Устав г.Ставрополя и Положение о комитете, утвержденное постановлением главы г. Ставрополя от 22.10.2012 N 3314 "Об утверждении положения о комитете городского хозяйства администрации г.Ставрополя", в соответствии с которыми основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности движения.
При этом, под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющая автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации, ввиду чего, именно к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Так, к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа; организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц. В частности, в г. Ставрополе Ставропольского края обязанности по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края и муниципальными правовыми актами города Ставрополя - возложены на комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя. На комитет возложено осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, а именно: элементов озеленения, имеющих защитное значение (заборы, устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин, шумозащитные и ветрозащитные устройства и подобные сооружения); сооружений, предназначенных для движения транспортных средств, пешеходов в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, (мосты, путепроводы, трубопроводы, пешеходные переходы, эстакады, подобные сооружения); дорожных ограждений, искусственных неровностей остановочных пунктов, пешеходных дорожек, пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, пунктов взимания платы, стоянок транспортных средств, сооружений, предназначенных для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуаров, других предназначенных для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружений; осуществление деятельности по проектированию, строительству, капитальному ремонту дорожных ограждений; осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию элементов обустройства автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, а именно дорожных знаков, светофоров, линий горизонтальной дорожной разметки и других устройств для регулирования дорожного движения, объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог. Вместе с тем, организация освещения улиц является публичной обязанностью органа местного самоуправления, относящейся к вопросам местного значения, в том числе, направленной на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц - жителей городского округа, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкций уличного освещения. При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избрать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение, должно соответствовать установленным техническим требованиям. Требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены только на понуждение администрации исполнить возложенные законом обязанности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, прокуратурой района проведена проверка по обращению Долговой Н.Г. по факту нарушения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Промышленного района г.Ставрополя. Согласно сообщению командира отдельного батальона ДПС ГИБДД г.Ставрополь - З.П.М., согласно требованию N*** от 18.03.2016 сотрудниками дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД (г. Ставрополь) ГУ МВД России по СК, в рамках проведения федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований движения, возложенного п. 19 ч.1 ст. 12 ФФЗ от 07.02.2011 N3-Ф3 "О полиции" и п. "а" ст. 11 Положения о Госавтоинспекции Министерства внутренних дел РФ, утвержденного указом Президента РФ от 15.06.1998 N711, проведена проверка улично-дорожной сети ул. *** г.Ставрополя. В ходе проверки установлено, что в нарушение нормативных требований п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 и п.7.32 СП 45.13330.2011 по ул. *** от ул.*** и по ул. *** от ул. *** до ул. *** отсутствует стационарное освещение, что угрожает безустанности дорожного-движения в ночное время суток.
В ходе рассмотрения спора по существу, судом первой инстанции установлено, что дорога по улицам ***от ул. *** до ул. *** г. Ставрополя не имеют наружного (уличного) освещения, более того, данный факт не оспаривался стороной ответчика. Вместе с тем, установлено, что администрация г. Ставрополя не выдавала муниципального задания на организацию уличного освещения по указанным улицам.
Таким образом, проанализировав приведенные выше нормы права, имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что в нарушение действующего законодательства администрация г. Старвополя ненадлежащим образом организовала в границах городского округа уличное освещение, о чем свидетельствует отсутствие освещения на ул. *** от ул.*** до ул. ***, что свидетельствует о нарушении прав граждан, проживающих на данной территории, а, следовательно, необходимости удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя об устрании нарушения.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается, по сути с суждением суда первой инстанции относительно отклонения довода ответчика об отсутствии денежных средств, достаточных для организации освещения улиц, поскольку органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности. Ввиду чего, факт отсутствия в бюджете муниципального образования г. Ставрополя денежных средств на организацию освещения улиц не освобождает администрацию г. Ставрополя от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции, в частности, связанных с организацией освещения улиц.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об устранении допущенных ответчиком нарушений прав неопределенного круга лиц в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку, законодательством РФ не предусмотрен срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан организовать освещение улиц города, ввиду чего, указание в решение суда первой инстанции на устранение допущенных нарушений в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу - является неверным и подлежащим исключению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, по сути сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельствах, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 23 ноября 2016 года - изменить, исключив указание суда на возложение на Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя обязанности устранить нарушения, а именно: оборудовать участок дороги от разворотного круга по ул.*** г. Ставрополя до многоквартирного дома N *** г.Ставрополя (по четной стороне) и от разворотного круга по ул. *** г.Ставрополя до многоквартирного дома N *** г.Ставрополя (по нечетной стороне) искусственным освещением, установив опоры линии наружного электрического освещения, с учетом нормативных требований п.п. 4.6.1.10; 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части тоже решение суда - оставить без изменения, апелляционные жалобы - удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.