Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Меньшова С.В.,
судей краевого суда: Фоминова Р.Ю. и Луневой С.П.,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя ответчика - администрации города Ставрополя Якимова А.А., действующего на основании доверенности от 23.10.2015 года N" ... " и представителя ответчика - комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - Перепелицыной Н.В., действующей на основании распоряжения администрации города Ставрополя N" ... " от 30.07.2015 года, на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23 ноября 2016 года,
по гражданскому делу по иску Скрыпник В.С. к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка
,
заслушав доклад судьи Фоминова Р.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Скрыпник B.C. обратился в суд с указанным иском (впоследствии изменив предмет спора, в порядке ст. 39 ГПК РФ). В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном боевых действий. В соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 02.11.2015 N " ... " его семья составом 3 человек принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 17.03.2016 года на заседании комиссии по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, принято решение о постановке его на учет граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность бесплатно. 26.08.2016 года, он обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении ему как ветерану боевых действий земельного участка расположенного по адресу: город Ставрополь, улица Серафимовская, 2 для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 07.09.2016 N " ... " администрация города Ставрополя отказала в предоставлении ему запрашиваемого земельного участка, сообщив при этом, что в настоящее время рассматривается вопрос о распределении земельного участка по улице Серафимовская, 2 в установленном законом порядке с учетом очередности гражданину, имеющему право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Отказ администрации города Ставрополя выразившийся в непредставлении ему земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства является незаконным и нарушает его права в части обеспечения земельным участком в соответствии федеральным законом "О ветеранах". С учетом измененных требований, просил суд: признать незаконным бездействие администрации города Ставрополя, выразившееся в непредставлении ему (Скрыпник В.С.) бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования города Ставрополя. Обязать администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем подготовки и издания решения о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23 ноября 2016 года исковые требования Скрыпник В.С. к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка - удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации города Ставрополя, выразившееся в непредставлении Скрыпник В.С. бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования города Ставрополя. Суд обязал администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Скрыпник В.С. путем подготовки и издания решения о предоставлении Скрыпник В.С. бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - администрации города Ставрополя - Якимов А.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств имеющих существенное значение для дела, на неправильное применение и нарушение судом норм материального закона и норм процессуального закона. В частности указывает на то, что на момент постановки Скрыпник B.C. на учет для предоставления бесплатно земельного участка для жилищного строительства, а также в настоящее время, федеральное законодательство не содержит нормы, предусматривающей для ветеранов боевых действий такой льготы как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством для жилищного строительства. Считает, что действующее законодательство Российской Федерации и законодательство Ставропольского края не предусматривает возможности внеочередного предоставления земельных участков лицам, имеющим право на его получение в установленном порядке. Принятым судом решением об обязании администрации города Ставрополя предоставить Скрыпник B.C. земельный участок, во внеочередном порядке, будут нарушены права и законные интересы граждан, которые также имеют право на бесплатное предоставление земельного участка и поставлены на учет ранее, чем Скрыпник B.C. Указывает, что заявителем Скрыпник B.C., на его обращение, были получены ответы комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 11.07.2016 и 07.09.2016 подготовленные в рамках норм действующего законодательства, соответственно в данном случае не было бездействия органа местного самоуправления. Считает, что суд, принимая решение о защите нарушенного права, не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка гражданину на праве собственности либо на праве аренды.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - Перепелицына Н.В., просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств имеющих существенное значение для дела, на неправильное применение и нарушение судом норм материального закона и норм процессуального закона. Указывает, что из представленного материала отказного дела от 07.09.2016 N" ... " по обращению Скрыпник B.C. по состоянию на 07.09.2016, перед Скрыпник B.C. в очереди на получение земельного участка по общему списку граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков состоит 2 062 гражданина (ветераны боевых действий, многодетные семьи, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы и др.). Распределение земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков, осуществляется в порядке очередности с учетом даты и времени подачи заявления. Судом не учтён тот факт, что требования истца по существу сводятся к внеочередному предоставлению земельного участка в собственность, что противоречит законодательству РФ. Предоставление бесплатно в собственность земельных участков осуществляется в соответствии с генеральным планом города Ставрополя при наличии свободных земельных участков, за исключением тех, по которым ранее принято решение о реализации их с торгов (конкурсов, аукционов), в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет. Предоставление Скрыпник B.C. земельного участка фактически во внеочередном порядке повлечет нарушение прав и законных интересов иных граждан, которые поставлены на учет ранее истца, что не допустимо. Комитетом не оспаривается и не нарушается предусмотренное законом право истца на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Считает, что при разрешении вопроса о бездействии органа муниципальной власти, необходимо учитывать наличие двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов истца. Однако, такие основания и обстоятельства отсутствовали.
Письменные возражения относительно доводов апелляционных жалоб не поступили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене как постановленное с неправильным применением норм материального права, а доводы апелляционных жалоб заслуживающими внимания.
В силу пунктов 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Постановленное по настоящему гражданскому делу решение не отвечает требованиям статьи 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения.
Из материалов дела следует, что Скрыпник В.С. является ветераном боевых действий (л.д.10).
В соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 02.11.2015 N " ... " его семья составом 3 человек принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 17.03.2016 года на заседании комиссии по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, принято решение о постановке истца на учет граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность бесплатно. 26.08.2016 года, Скрыпник В.С. обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении ему как ветерану боевых действий земельного участка расположенного по адресу: город Ставрополь, улица Серафимовская, 2 для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 07.09.2016 N " ... " администрация города Ставрополя отказала в предоставлении ему запрашиваемого земельного участка, сообщив при этом, что в настоящее время рассматривается вопрос о распределении земельного участка по улице Серафимовская, 2 в установленном законом порядке с учетом очередности гражданину, имеющему право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Скрыпник В.С., считая отказ администрации города Ставрополя выразившийся в непредставлении земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства незаконным и нарушающим его права в части обеспечения земельным участком в соответствии федеральным законом "О ветеранах", обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования Скрыпник В.С., суд первой инстанции исходил из отсутствия в законодательстве указания на срок, в течение которого земельный участок должен быть предоставлен лицу, имеющему право на его предоставление бесплатно в собственность, что по мнению суда, свидетельствует о том, что земельный участок указанной категории граждан должен быть предоставлен после возникновения соответствующего субъективного права на получение земельного участка в собственность при обращении гражданина, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении иска.
Такой вывод суда основан на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии со ст. ст. 11, 29 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя относится к компетенции органа местного самоуправления.
На основании ст. 71 Устава, органы местного самоуправления г. Ставрополя самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством.
Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Земельные участки, находящиеся в собственности г. Ставрополя являются муниципальным имуществом города.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 01.08.2003 N 28-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях в целях индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства на территории Ставропольского края земля предоставляется в собственность бесплатно. Предоставление земельных участков осуществляется при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет.
Законом Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края" были внесены изменения в вышеуказанный закон.
В силу ст. 12 указанного Закона, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются ветеранам боевых действий, признанным таковыми в соответствии с законом, проживающим в населенных пунктах более 3-х лет, а также при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, ст. 18 Закона СК от 01.08.2003 N 28-кз утратила силу и вступил в действие новый нормативный акт, действовавший в период спорных правоотношений.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", действующем с 10.04.2015 (за исключением отдельных положений), военнослужащим, уволенным в запас (отставку) и иным лицам, уволенным по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с ЖК РФ и проживания в населенных пунктах не менее трех лет.
Указанными законодательными и нормативными актами не регулируется вопрос первоочередного предоставления земельного участка такой категории граждан, как ветераны боевых действий.
Кроме того, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (статья 16 Федерального закона "О ветеранах") такая мера социальной поддержки как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства исключена.
Земельный кодекс РФ также не предусматривает бесплатного внеочередного предоставления земельных участков ветеранам боевых действий, в связи с чем, ссылка истца на него не подтверждает обоснованность требования.
Как следует из искового заявления, требования истца по существу сводятся к внеочередному предоставлению земельного участка в собственность, что противоречит законодательству РФ.
Предоставление бесплатно в собственность земельных участков осуществляется в соответствии с генеральным планом города Ставрополя при наличии свободных земельных участков, за исключением тех, по которым ранее принято решение о реализации их с торгов (конкурсов, аукционов), в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет.
Таким образом, предоставление Скрыпник B.C. земельного участка фактически во внеочередном порядке повлечет нарушение прав и законных интересов иных граждан, которые поставлены на учет ранее истца, что не допустимо.
Также из материалов дела следует, что Скрыпник B.C., на его обращение, были получены ответы комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 11.07.2016 и 07.09.2016 подготовленные в рамках норм действующего законодательства.
Соответственно в данном случае не было бездействия органа местного самоуправления.
Принимая решение о защите нарушенного права, суд не учел, что не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка гражданину на праве собственности либо на праве аренды.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действиями органа местного самоуправления права и интересы истца не нарушены.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения исковых требований, принятое решение нельзя признать законным и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Скрыпник В.С. исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328,329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23 ноября 2016 года - отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Скрыпник В.С. к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, обязании администрации города Ставрополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов - отказать.
Апелляционные жалобы представителя администрации города Ставрополя - Якимова А.А., представителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - Перепелицыной Н.В. - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.